Свой бизнес: транспортная компания (сборные грузы)

Свой бизнес: транспортная компания (сборные грузы)

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

500 000 ₽

Стартовые вложения

1 500 000 ₽

Выручка

124 000 ₽

Чистая прибыль

10-15%

Рентабельность

Как открыть бизнес на доставке сборных грузов по России в 2019 году? Рассмотрим бизнес-модель запуска структурного подразделения транспортной компании в рамках одного города-миллионника и подсчитаем финансы.

Российский рынок компаний, оказывающих логистические услуги, на сегодняшний день является одним из наиболее конкурентных. Впрочем, это не мешает сотням предпринимателей каждый год регистрировать новые транспортные компании и успешно развиваться в этом направлении, получая хорошие доходы.

Каковы особенности этой ниши бизнеса, и в чем секрет успеха транспортных компаний, которые из небольших региональных игроков рынка за несколько лет выросли в крупных представителей индустрии? Сегодняшним материалом мы откроем цикл из нескольких статей, в каждой из которых рассмотрим особенности ведения бизнеса по различным направлениям логистики.

Начнем с доставки сборных грузов по России. Для начала определимся с терминологией. 

Доставка сборными грузами предполагает, что одним грузовым транспортным средством доставляется различный товар для нескольких клиентов сразу. Это может быть к примеру тентованная фура, в кузов которой поместили для доставки сразу и автозапчасти для оптового дистрибьютора, и канцтовары для другой небольшой фирмы, и частные вещи для переезда физлица в другой город.

Наиболее известны в сфере доставки сборных грузов такие федеральные компании, как «Деловые Линии», «ПЭК» и «Мэйджик Транс». Их отличает хорошая зона покрытия (филиалы присутствуют в большинстве городов России), и оперативные сроки доставки. Однако все они начинали с малого – когда открывался один или несколько филиалов по стране, между которыми запускались регулярные рейсы (шаттлы). В сегодняшнем примере мы рассмотрим бизнес-модель открытия структурного подразделения транспортной компании в рамках одного города-миллионника. Именно по такому принципу работают многочисленные небольшие региональные транспортные компании.

Регистрация и открытие бизнеса

Оптимальным вариантом оформления транспортной компании является ООО. Основные коды ОКВЭД, подходящие для этого бизнеса:

  • 49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

  • 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

  • 53.20.3 Деятельность курьерская





Основной поток грузов в крупный региональный город будет идти из Москвы, однако это вовсе не значит что вам нужно открывать сразу второе представительство в столице. Для начала можно договориться о консолидации и загрузке сборных грузов с подрядчиком в Москве – благо на сегодняшний день таких компаний в Первопрестольной хватает.

Выбор склада и офиса

Итак, юрлицо открыто, подрядчик по обработке грузов в Москве найден – и пора задуматься о поиске помещения. Для начала вам понадобится склад площадью минимум в 100 квадратных метров и небольшой офис для размещения 3-5 человек.

Отталкиваться при поиске места под логистическую компанию стоит именно от склада. Вы должны располагаться в удобном с точки зрения транспортной развязки месте, при этом крайне желательно чтобы это не был центр города (со сложностями проезда фур в оживленный центр думаю и так понятно). Идеальный вариант – промзона в черте города, причем лучше всего, если территория базы будет под круглосуточной охраной.

Главный критерий при поиске склада на старте – наличие пандуса для погрузки и выгрузки фур и малотоннажного транспорта. Он должен располагаться вровень с погрузочной высотой большинства машин, которые вы планируете использовать в работе. Стоимость аренды такого помещения составит порядка 20-30 тысяч рублей.

Такой вариант оптимален, если покупка кары (от полумиллиона рублей за подержанный вариант в хорошем состоянии) не входит в ваши ближайшие планы. Наличие пандуса позволит обойтись ручной тележкой или рохлей, справиться с которой сможет любой грузчик. Стоимость рохли будет несоизмеримо меньше кары – около 10 000 рублей.

С офисом все проще, главные критерии – его близость к складу, наличие проведенного беспроводного интернета и телефонии и наличие удобной парковки в шаговой доступности.


Оборудование и расходные материалы

Покупку рохли мы уже упомянули, а потому для оборудования склада помимо нее понадобятся только упаковочные и вспомогательные материалы: воздушно-пузырьковая пленка, деревянные ящики для обрешетки грузов, паллеты. На первое время на все про все уйдет порядка 10 000 рублей.

Основная статья расходов – покупка компьютеров или ноутбуков для сотрудников, а также принтер и сканер. Можно купить МФУ, но тогда одновременно и печатать и сканировать документы сможет только один сотрудник. Необязательно тратиться на новую и мощную оргтехнику – чтобы укомплектовать 5 рабочих мест вполне достаточно 100 000 рублей. 

Также порядка 30 000 рублей уйдет на покупку мебели – столы и кресла на 5 человек.

Работа с поставщиками услуг и клиентами

Крайне желательно перед открытием своей транспортной компании поработать хотя бы пару лет наемным сотрудником в этой сфере – полученный опыт поможет набить «шишки», а заодно наработать свою собственную базу клиентов и перевозчиков.

Первое, с чем придется столкнуться – поиск водителей и собственников транспорта для перевозки грузов. Пока телефон вашего логиста не разрывается каждую минуту от заявок, покупать свои фуры и ГАЗели смысла нет. Сразу тратить на 20-тонный грузовик минимум 3 000 000 рублей или связывать себя по рукам и ногам лизинговыми платежами – сомнительное решение на старте работы. Куда проще пользоваться услугами платной биржи грузоперевозок – например «АвтоТрансИнфо». Существующая система рейтингов биржи позволит выбрать опытного перевозчика и обезопасить себя от мошенников.

Помимо взаимодействия с собственниками фур, необходимо набрать курьеров на легковых авто и небольших фургонах-«каблучках» для доставки по внутригородским маршрутам. Дело в том, что далеко не каждому клиенту будет удобно приехать и забрать груз с вашего склада, а потому важно продумать эффективную доставку до адресов. Если посылки небольшие, можно задействовать таксистов – многие сервисы, например «Яндекс.Такси» уже предлагают специальный тариф формата курьерской доставки.

Искать клиентов проще всего посредством сети, например, сервис 2ГИС позволяет делать выборки потенциальных клиентов по сегментам и географии. Эту работу можно возложить на менеджера по продажам или заняться на первое время поиском клиентов самому. Будьте готовы к большому количеству холодных звонков, и следующих за некоторыми из них встреч с клиентами.

Подбор сотрудников транспортной компании

На первое время можно ограничиться персоналом из 5 человек – в офисе будут трудиться менеджер по продажам, логист и специалист по работе с клиентами. 

  • Менеджер по продажам. «Продажник» займется поиском клиентов (телефонные переговоры и выезды «в поля»), логист будет взаимодействовать с перевозчиками, а специалист по работе с клиентами берет на себя документооборот с действующими клиентами (прием заявок, формирование транспортных накладных и т.д.). Зарплата менеджера по продажам зависит от опыта и формируется из фиксированной ставки и процентов от приведенных клиентов, в среднем от 50 000 рублей. Однако это не потолок. Хороший сейлз менеджер может получать и свыше 100 000 рублей – при условии что генерирует поток клиентов с постоянным доходом.

  • Логист. ФОТ логиста формируется также из окладной части и процентов за перевозки, в среднем порядка 40 000 рублей. 

  • Специалист по работе с клиентами как правило получает небольшой фиксированный оклад в 25 000 рублей, на данную позицию можно взять человека без опыта работы из студента, который хочет развиваться в сфере логистики.

  • Работники. На складе необходимо присутствие минимум двух человек, это грузчики, один из которых может выполнять функцию кладовщика – консолидировать грузы и сверять их согласно транспортным накладным.

  • Штатный бухгалтер на старте не столь уж важен – на первое время вы можете воспользоваться услугами специалиста на аутсорсе. Это порядка 5000 рублей в месяц.

Финансовые показатели

Ниже приведем основные инвестиционные затраты на открытие транспортной компании:

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость 

1

Аренда склада

30 000

2

Аренда офиса 

10 000

Оборудование

3

Компьютеры и оргтехника

100 000

4

Упаковочные материалы

10 000

5

Рохля 

10 000

6

Мебель в офис

30 000

Нематериальные активы

7

Покупка аккаунта на бирже грузоперевозок

10 000

Оборотные средства

9

Оплата услуг перевозчиков

300 000

10

Итого:

500 000 


Итого:

500 000


Формирование заработного фонда мы уже коснулись более подробно в разделе «Подбор сотрудников», ниже приведем общие цифры для понимания затрат:

Должность

ФОТ, руб.

1

Логист

40 000

2

Менеджер по продажам

50 000

3

Специалист по работе с клиентами

25 000

4

Кладовщик

30 000

5

Грузчик

25 000

Итого:

170 000

Социальные отчисления:

51 000

Итого с отчислениями:

221 000


Как правило при перевозках грузов выделенным транспортом (когда грузовой авто перевозит товар одного клиента) маржинальность составляет порядка 10-15%, однако использование варианта с логистикой сборных грузов повышает доходность до 30-40%.

Рассмотрим показатели по итогам первого года работы, когда оборот компании не будет превышать полутора миллионов рублей:

Показатель

Сумма, руб.

Инвестиции на открытие

500 000

Постоянные затраты

55 000

Переменные затраты

600 000

Фонд оплаты труда

221 000

Выручка

1 500 000

Прибыль

124 000


В дальнейшем при увеличении количества клиентов и соответствующем росте оборотов можно рассчитывать на более высокие показатели. При расчете маржинальности немаловажно учитывать наполняемость фуры, курсирующей по направлению «Москва – «Город N». Само собой, в первое время ваша выручка с клиентов будет невелика, поскольку грузовой транспорт будет забит не «под завязку», а частично. Наемному перевозчику платить придется в любом случае, исходя из стоимости фуры за километр.


Простой пример. Стоимость перевозки грузов фурой грузоподъемностью в 20 тонн между Москвой и Ростовом-на-Дону в среднем по рынку составляет 50 000 рублей. При стоимости доставки сборного груза в 1500 рублей за куб.м. и грузовом отсеке, вмещающем 90 куб.м., можно заработать 135 000 рублей. То есть 85 000 рублей с каждой фуры! Однако на практике заполнить 100% полуприцепа удается далеко не всегда, а потому зачастую маржинальность колеблется на уровне 30-40%.


Маркетинг транспортной компании

Поскольку основными клиентами «транспортников» являются в первую очередь корпоративные клиенты, упор стоит сделать именно на привлечение компаний. С точки зрения оффлайна, максимум, что необходимо сделать – разместить рекламу на баннерах, а также сделать хорошо заметную вывеску на складе. 

Конечно, в наши дни обязательным будет сайт-визитка с перечнем предоставляемых услуг и тарифов, а также действующие аккаунты в соцсетях. Не будем забывать и про то, что в логистике хорошо работает «сарафанное радио», когда довольный оказанными услугами клиент приводит другого.

Подводные камни и перспективы развития

Не хочется платить по 50 000 рублей за перевозку грузов фурой в 1000 километров? Можно попробовать взять на постоянную аренду грузовой транспорт и минимизировать затраты. Важно учесть, что в таком случае придется платить заработную плату водителю, нести затраты на топливо, оплачивать сборы «Платона»… 

А потому идеальным вариантом роста транспортной компании видится не столько аренда и приобретение собственного транспорта (хотя те же «Деловые линии» пошли по другому пути, не сказать что сильно выгодному), сколько увеличение количества филиалов.

Открывать свои представительства в других городах лучше по принципу «одного маршрута» - когда фура сначала завозит груз в один город по пути следования, а потом едет в следующий населенный пункт. Это позволит минимизировать затраты на доставку.

К опасностям, подстерегающим начинающего предпринимателя, стоит отнести риски порчи грузов в пути и его пропажи. Чтобы не понести крупные убытки, эксперты рекомендуют покупку полиса страхования ответственности экспедитора. Его стоимость подбирается страховой компанией индивидуально, исходя из географии доставок и специфики грузов. Обычно это порядка 50 000 рублей в год, которые в случае неблагоприятной ситуации позволят вам сохранить репутацию перед клиентами и уберечь себя от компенсационных трат.

С мошенниками сложнее – даже современные биржи перевозок уровня «АвтоТрансИнфо», к сожалению не позволяют обезопасить себя полностью от действий мошенников. Никогда не стоит работать с перевозчиками, не имеющими подтвержденных рейтингов и с минимальным уставным капиталом.

Оптимальный вариант – работать только с проверенными перевозчиками, которые априори забрав груз в пункте назначения, доставят его без проблем до точки выгрузки на вашем складе. Не стоит забывать и про возможные кассовые разрывы – сегодня многие клиенты избалованы длительными отсрочками платежей вплоть до месяца, в то время как отсрочить оплату перевозчикам по договоренности удастся максимум на 7-10 дней.

Резюме

Чувствуете в себе силы открыть транспортную компанию по доставке сборных грузов – дерзайте. Что бы ни говорили конкуренты, что рынок логистики в России «уже не тот» - при наличии грамотного подхода, высоком уровне клиентского сервиса и здоровом энтузиазме все получится.

Примером может послужить успех крупных федеральных игроков рынка – за 5-10 лет некоторые смогли преодолеть тернистый путь от небольшой региональной компании до крупного представителя рынка логистики.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
15.11.2019

Все материалы по тегу: транспортная компания

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: