Несколько слов о рентабельности…

Несколько слов о рентабельности…

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

В последнее время мне часто приходят вопросы, прямо или косвенно касающиеся темы рентабельности или рентабельности того или иного направления бизнеса. Вопросы, которые можно свернуть в один вопрос:

Насколько тот или иной бизнес РЕНТАБЕЛЕН?

Если честно, то данный вопрос, с одной стороны, очень конкретен, а с другой… очень абстрактен, так как сама цифра в 10 или 70% может ни о чем особо и не говорить. Данный вопрос требует определенных прояснений, пояснений и дополнений:

  • Какую рентабельность вы имеете в виду?

  • Каков масштаб бизнеса, что это за бизнес и т.д.?

Такой подход к данному вопросу, очень сильно смахивает на анекдот из далеких девяностых:

Встречаются бывшие одноклассники, один был в школе отличником, другой – двоечником. Отличник – худой, оборванный, двоечник в костюме от Версачи, на 600-м Мерсе.

Отличник:

- Слушай, Вася, говорят, ты бизнесменом стал? Но как ты деньги-то считаешь, у тебя в школе по математике одни двойки были!

- Да все просто: покупаю за 2 доллара, продаю по 4; вот на эти 2 процента и живу.

Но анекдот анекдотом, а «рентабельностей» существует несколько, и все они, в той или иной степени, «показывают некие, не очень сложные взаимоотношения между конкретными финансовыми показателями».

  • Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Стоимость активов*100%. В данном случае уместно говорить не только о собственных активах предприятия, но и привлеченных (например, кредиты или дебиторская задолженность).

  • Рентабельность основных производственных фондов (ROFA) – аналогичный предыдущему показатель, оценивающий эффективность деятельности основных производственных фондов, а не активов. Соответственно, и в формуле учитывается именно их стоимость.

  • Рентабельность капитала (ROE) – параметр, показывающий, насколько эффективно используются собственные средства предприятия (или банка). В данном случае она рассчитывается как отношение между чистой прибылью и суммой уставного капитала (а иногда и дополнительного). ROE = прибыль/капитал*100%. Разница в рентабельности активов и капитала показывает величину финансового рычага (то есть размер заемных средств), используемого при ведении бизнеса. Следует, отметить, что коэффициент ROE признается одним из основных показателей при анализе деятельности предприятия в развитых странах.

  • Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель, оценивающий, какая прибыль была получена от изначальных инвестиций, то есть это соотношение между получившейся прибылью и суммой первоначальных вложений.

Однако, как правило, произнося волшебное слово «рентабельность» имеют в виду «рентабельность продаж» которая рассчитывается по формуле:

Рентабельность продаж =

(Чистая прибыль/Выручка от реализации (без НДС))*100%

Как правило, задающие данный вопрос, имеют в виду именно её и, как правило, не всегда знают, как её рассчитать.



Надеюсь, что эта маленькая заметка восполнит пробел, а приведенные примеры станут некими ориентирами при оценке доходности бизнесов, как существующих, так и планируемых для принятия сложных и выношенных управленческих решений.

Сразу хочу сказать, что рентабельность бизнеса нужно рассматривать с привязкой к масштабу бизнеса. Почему? Почему, вы поймете из приведенного ниже примера.

Пример 1.

Сидят на остановке... две бабульки и торгуют семечками. В конце месяца внучики посчитали их рентабельность и оказалось, что у первой бабульки она 48%, а у второй 93% при «условно одинаковой выручке от реализации».


Бабулька 1

Бабулька 2

Продано стаканов в месяц, шт.

630

650

Стоимость стакана, руб.

20

20

Выручка от реализации, руб.

12 600

13 000

Затраты, руб.

Закупка семечек

6 300

700

Отдано стаканов милицейскому патрулю (на благотворительные нужды) на… руб.

250

270

Итого, чистая прибыль, руб.

6 050

12 030

Рентабельность продаж, %

48

93


Почему такая разница? А потому, что первая бабулька покупает семечки (для перепродажи), а второй бабульке зятёк привозит практически бесплатно (за пару бутылок беленькой).

Вот так может происходить и в других бизнесах… Рентабельно ли торговать семечками? Рентабельность 93%, это круто!!! Ага, только чистая прибыль в 12 030 руб./мес. устроит далеко не всех!

Пример 2.

У крупного производственного предприятия рентабельность за последний год была на уровне 2,3% при выручке от реализации без НДС 1,3 млрд. руб. Следовательно, чистая прибыль составила 29,9 млн. руб.

Как-то так… Ну а выводы делать Вам разумеется!

Аллавердян Владимир Владимирович,
Ведущий эксперт портала openbusiness.ru.
Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик. Связаться с экспертом.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
03.09.2018

Все материалы по тегу: бизнес-планирование

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: