Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Обзор рынка фитнес-услуг

Обзор рынка фитнес-услуг

1. ВВЕДЕНИЕ

Фитнес – направление спортивных услуг, активно развивавшееся в России в конце 90-х – начале 2000-х годов. Первые фитнес-клубы появились в Москве еще в начале 90-х годов В узком и общепринятом смысле фитнес – это оздоровительная методика, позволяющая изменить формы тела и его вес и надолго закрепить достигнутый результат. Она включает в себя физические тренировки, в некоторых случаях в сочетании с правильно подобранной диетой. К основным и наиболее популярным видам фитнеса можно отнести следующие:

  • Степ-аэробика
  • Аквааэробика
  • Фитнес-катание на роликовых коньках
  • Танец на пилоне (pole dance)
  • Памп-аэробика
  • Босу
  • Танец-живота
  • Калланетика
  • Скандинавская ходьба
  • Кроссфит
  • Фитбол-аэробика
  • Пилатес
  • Фитнес-йога
  • Слайд-аэробика
  • Фитбокс
  • Стрейтчинг
  • Зумба-аэробика

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Фитнес – это часть рынка спортивно-оздоровительных услуг, который, в свою очередь, является частью рынка платных услуг. Платные услуги являются важной частью в структуре расходов населения. Однако, по доле платных услуг в структуре валовых расходов на душу населения, Россия значительно отстает от развитых стран. В первую очередь, это происходит по причине относительно низкого уровня доходов и большой доли в них затрат на продукты питания. С увеличением доходов, доля расходов на продовольствие будет снижаться, а доля расходов на платные услуги увеличиваться.

Эксперты отмечают постоянное падение реальных располагаемых доходов населения с 2014 года; только в I квартале 2016 года они упали на 3,7%. Это падение вызвало сокращение расходов домашних хозяйств на 4,3%, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на динамике ВВП – оно привело к падению валового внутреннего продукта на 1,2% в годовом выражении.

При этом, по словам аналитиков (Росстат и Аналитический центр при Правительстве РФ), потребление платных услуг отличается высокой стабильностью на фоне падения спроса на товары (в первую очередь длительного пользования) – в 2015 году спрос на услуги упал всего лишь на 2%, в то время как сжатие розничной торговли составило 10%. Объем рынка платных услуг в 2015 году (итоги 2016 года еще подводятся) составил 7,9 трлн руб., что соответствует 17,3% добавленной стоимости всего рынка услуг страны.

В первом полугодии 2016 года темпы падения спроса на платные услуги замедлились – снижение спроса составило 0,9% в годовом выражении. В течение отдельных месяцев (февраль и май) наблюдались положительные темпы прироста.

Рисунок 1. Динамика реального объема платных услуг населению в годовом выражении и доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах, %, 2013 – 2016 гг.


Наибольший объем потребления платных услуг приходится на три сферы: жилищно-коммунальные услуги (27,5%), транспортные услуги (19%), услуги связи (16,1%). Около 11% приходится на бытовые услуги (техобслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и прочие). Доля медицинских услуг (включая санаторно-курортные) составила порядка 8%, образовательные услуги – 6,8%. Отмечается снижение доли трех ключевых видов платных услуг с 65,3% в 2013 году до 62,6% в 2015 году, при этом в том же периоде выросли доли медицинских (с 6,9% до 8%) и образовательных (с 6,2% до 6,8%) услуг.

Рисунок 2. Структура платных услуг населению, поквартально, %, 2013 – 2016 гг.

 

Рынок спортивных услуг в целом испытывает определенные трудности, ведущие к спаду его объемов. Падение, начавшееся в 2014 году, продолжается до сих пор. Это вызвано общим ухудшением экономической обстановки в стране. Ежегодный прирост до 2014 года составлял более 25%, а потенциальная емкость рынка оценивалась в 2 млрд долларов, при том, что рынок очень далек от насыщения.

Значительная часть системы физической культуры и спорта традиционно финансируется за счет государства. До 2014 года бюджетные ассигнования стабильно росли, хотя и были существенно ниже уровня развитых стран, где на отрасль выделяется около 2% ВВП. В России этот показатель почти в десять раз ниже. Частные инвесторы проявляют интерес к рынку, однако, он был не слишком велик даже в докризисный период. По большей части, интерес частных инвесторов связан больше с личными интересами и хобби, чем с формированием прибыльного бизнеса.

Все действующие в отрасли спортивно-оздоровительных услуг организации можно разделить на две категории: коммерческие и некоммерческие. Первые создаются с целью получения прибыли, вторые направлены на то, чтобы сделать спортивные услуги доступными для малоимущих слоев населения. В настоящий момент на рынке существует дисбаланс. Государственное финансирование направлено в первую очередь на реализацию масштабных проектов (строительство инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года), а также на небольшие спортивные структуры и заведения (обычно финансируются из регионального бюджета). Частные инвесторы вкладывают деньги в фитнес-клубы, доля которых достигает 75% в общем объеме инвестиций.

Финансовый кризис и падение реальных доходов населения в 2016 году оказали влияние и на сферу фитнес-услуг. Тем не менее, несмотря на такое негативное влияние, рынок продолжил расти. При этом его темпы роста, по некоторым оценкам, весьма значительны для российской экономики. Согласно данным РБК Исследования рынков, в 2015 году рынок фитнес-услуг вырос на 14,1% в денежном выражении и на 3,6% в реальном (натуральном). Совокупный объем рынка, включая сопутствующие направления (кроссфит, индивидуальные тренировки) составил по итогам года около 101,5 млрд рублей.

Рисунок 3. Динамика объемов рынка фитнес-услуг, в России в ценах 2015 года, млрд руб., % (данные РБК Исследования рынков, ИПЦ – Росстат)

    

Несмотря на то, что первые фитнес-клубы появились в стране еще в начале 90-х годов, в течение долгого времени рынок испытывал определенные трудности в развитии. В значительной степени это связано с тем, что большинство фитнес-клубов развивались в высоких ценовых сегментах – «Премиум» и «Люкс», доходы населения были относительно невысокими, а сами фитнес-услуги были мало востребовано по причине их низкой известности. Целевая аудитория фитнес-клубов была очень узкой вплоть до середины 2000-х годов.  

Цены на фитнес-услуги в текущем году выросли на 4,8% по отношению к прошлому году, что не так много по сравнению с ростом цен в товарном сегменте и в сфере платных услуг в целом. Вообще, рынок услуг отличается достаточно инерционным ценообразованием – в условиях кризиса цены растут достаточно плавно, что, впрочем, компенсируется их опережающим ростом по завершении кризиса и стабилизации экономики. Небольшой темп роста цен в сфере фитнес-индустрии эксперты также связывают и с их искусственным сдерживанием игроками рынка, которые бояться потерять значительную часть аудитории.

Согласно опросу экспертов РБК, на сегодняшний день фитнесом занимаются 12,5% жителей Москвы и Московской области. В то же время, вовлеченность жителей других мировых столиц (в первую очередь, развитых стран) достигает 20-25%. Это говорит о том, что рынок фитнес-услуг в России обладает значительными перспективами развития, а его объем может быть увеличен не менее, чем в два раза.

По разным оценкам, на сегодняшний день в России действуют 3,5-3,7 тысяч фитнес-клубов, а объем российского рынка фитнес-индустрии составляет не более 1% от общемирового рынка.

Рынок фитнес-услуг в России имеет выраженную географическую диверсификацию. Выделяют четыре основных направления: столичный регион, где рынок развит более всего, Санкт-Петербург с высоким уровнем развития, города-миллионники с молодым и относительно слабо развитым рынком и остальные города России.

К наиболее перспективным для развития сферы фитнес-индустрии относят города с большой численностью населения. Рынок городов-миллионников (без Москвы и Санкт-Петербурга) оценивается по итогам 2015 года 28,4 млрд рублей или 28% от совокупного объема. Это говорит о том, что региональный рынок еще далек от насыщения и имеет существенные перспективы развития.

Характерной особенностью для Московского региона является значительная степень консолидации рынка – значительная его часть поделена между несколькими крупными игроками. В регионах ситуация пока что отличается – рынок диверсифицирован, присутствует большое количество небольших игроков, в том числе региональных. Однако, при дальнейшем развитии рынка в регионах следует ожидать развития столичного сценария с консолидацией рынка и его разделом между несколькими крупными сетевыми игроками.

Также популярным сценарием развития фитнес-индустрии в регионах является высокая доля франчайзинга. Доля фитнес-клубов, открытых по франшизе, в регионах составляет около 25%. Роль франчайзинга может стать определяющей в условиях насыщения столичных рынков и необходимости развития региональных рынков. Преимущества работы по франшизе очевидны: узнаваемый бренд, лояльность арендодателей, помощь франчайзера с поставками оборудования и обучением персонала, автоматизация системы управления, помощь в организации отдела продаж и даже, в некоторых случаях, рекламная поддержка.

Преимущество франшизы – как и крупных сетей – заключается также в том, что они имею больше инструментов для решения возникающих проблем, например, более гибкую систему ценообразования, систему скидок по клубным картам и прочие, что позволяет привлечь большее количество клиентов. 

Одним из основных факторов, ограничивающих развитие фитнес-индустрии в регионах, долгое время было отсутствие пригодных площадей для аренды, слабой заинтересованностью и низким уровнем доходов населения. С конца 2000-х годов стало появляться все больше помещений, соответствующих требованиям арендаторов – как за счет строительства новых объектов коммерческой недвижимости, так и за счет ремонта старого фонда; доходы населения достигли уровня, достаточного для потребления услуг фитнес-индустрии при том, что на рынок стали выходить игроки низких ценовых сегментов.

Что касается высококонкурентных столичных рынков, исследования показали, что даже при высокой насыщенности, они все еще обладают возможностями роста. В первую очередь, это касается фитнес-клубов со стоимостью абонемента до 50 000 рублей, то есть представителей сегментов «Комфорт», «Эконом» и «Лоу-кост». Говоря о Москве, следует также отметить высокую насыщенность в пределах Центрального административного округа, в то время как окраинные спальные районы практически не охвачены.

Таблица 1. Классификация фитнес-клубов столичного региона по ценам

Ценовой сегмент

Стоимость годового абонемента, руб.

Премиум / люкс

> 80 000

Бизнес

50 000 – 80 000

Комфорт

30 000 – 50 000

Эконом

15 000 – 30 000

Лоу-кост

< 15 0000


Рисунок 4. Структура рынка фитнес-услуг Москвы и Московской области, % от совокупной выручки

 

Уровень инвестиций в открытие фитнес-клуба значительно отличается в зависимости от ценового сегмента, в котором он планирует работать. На запуск проекта в сегменте «Премиум» может потребоваться более 200 млн рублей, для сегментов «Бизнес» и «Комфорт» эта сумма может находиться в пределах 80-100 млн рублей, а для небольшой фитнес-студии – 5-7 млн рублей.

Активное развитие в последнее время получают также смежные направления – кроссфит, индивидуальные тренировки, EMS (электростимуляция). EMS сегодня считается одним из наиболее перспективных направлений для развития по франшизе. Этот сегмент развился из медицинского направления, в котором электростимуляция использовалась для реабилитации людей с проблемами нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Впрочем, это направление пока только набирает обороты, выручка EMS-студий существенно ниже, чем у классических фитнес-клубов. Тем не менее, направление активно развивается, прирост количества EMS-студий значительно опережает данный показатель для фитнес-клубов.

К актуальным событиям и изменениям рынка фитнес-индустрии можно отнести многочисленные закрытия и открытия клубов, а также смену локаций, которая связана с изменением условий аренды, стоимости и другими факторами. Многие арендодатели не идут навстречу якорным клиентам, которыми зачастую являются фитнес-клубы. Цены часто фиксируют в условных единицах, что привело к росту стоимости аренды только в 2015 году на 25-30%. Разумеется, что далеко не все игроки могут компенсировать такой рост за счет собственной рентабельности или транслировать повышение через повышение цен на свои услуги, и вынуждены уходить с рынка.

К факторам, способствующим дальнейшему росту рынка можно отнести следующие:

  • Слабая степень проникновения фитнес-услуг на отечественный рынок – по последним данным, только 3% населения России занимаются фитнесом, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 15%

  • Рост популярности фитнеса как общемировой тренд; ежегодные темпы прироста аудитории опережают общемировые показатели

  • Государственная политика в области спорта пропагандирует здоровый образ жизни, что способствует проникновению фитнес-услуг

  • Слабое развитие фитнес-услуг в регионах  

  • Для значительной части целевой аудитории посещение фитнес-клуба и приобретение годового абонемента – это демонстрация социального статуса и принадлежности к определенной социальной группе; даже в условиях кризиса эта группа людей не готова отказываться от услуг фитнес-центров; в первую очередь это касается сегментов «Люкс» и «Премиум»

По оценкам экспертов, ежегодный прирост рынка фитнес-услуг может достичь 22-25%. По итогам 2016 года называется цифра +15%.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Опубликована: 02.02.2017 16:27:00
Openbusiness.ru рекомендует:
Лучший эксперт в области бизнес-планирования!

✔ Услуги по составлению прогнозных финансовых отчетов как по существующему, так и по создаваемому с нуля бизнесу.
✔ Определение точки безубыточности.
✔ Бизнес-планирование.