Обзор рынка упаковки

Обзор рынка упаковки

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

1. ВВЕДЕНИЕ

Согласно одному из предлагаемых определений, упаковка – это предметы, материалы и устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров и сырья во время их хранения, перемещения, использования.

Функции упаковки заключаются в следующем:

  • Сохранение свойств товаров после их производства

  • Придание компактности и удобства при транспортировке

  • Реклама товара и информирование потребителя о свойствах продукта, его составе, сроке годности и так далее

Для изготовления упаковки, в зависимости от ее назначения, может использоваться практически любой материал: дерево, металл, пластик, бумага, картон, стекло. Однако, наибольшей популярностью в современной торговле пользуется упаковка из картона и полимерных материалов (пластиков). Именно рынки этих видов упаковки являются важнейшими для отрасли в целом. В данном исследовании речь будет идти в первую очередь о сегментах гофрокартонной и гибкой (пластиковой) упаковки.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

В связи с постоянным увлечением розничного товарооборота в мире растет и рынок упаковки. По итогам 2015 года всего в мире было потреблено примерно 225 млн тонн тарной продукции, в то время как в 2000 году объем потребления составлял 150 млн тонн. Крупнейшим потребителем является Китай, объем рынка упаковки которого в 2015 году составил 68 млн тонн; объем рынка России в том же году оценивался в 4,6 млн тонн. К 2030 году прогнозируется увеличение объемов рынка на 30%.

На рынок упаковки, как практически и на все другие отрасли экономики России, в течение последних лет оказывает существенное влияние сложная экономическая и геополитическая ситуация. Негативная политическая обстановка на международной арене, влияние западных санкций в 2014-2015 гг. привели к ослаблению рубля и сокращению многих секторов народного хозяйства. Однако, к концу 2016 года ситуация стала в некоторой степени стабилизироваться, был отмечен рост цен на нефть, что привело к некоторому укреплению рубля. Тем не менее, реальные располагаемые доходы населения продолжают сокращаться, россияне переходят к сберегающей модели поведения (которая будет работать еще длительное время после восстановления экономики), снижается розничный товарооборот, что напрямую влияет и на снижение спроса на упаковочные материалы. При этом, укрепление рубля помогло стабилизировать экспортные цены, а также обеспечить некоторый прирост спроса на упаковку. Негативное влияние на отрасль оказывают высокие процентные ставки по кредитам, сокращение объемов кредитования, рост издержек и снижение рентабельности производителей упаковки.

Рисунок 1. Производство гофропродукции в РФ в 2016 году, млн м2


Объем реализации ящиков и коробок из гофрокартона в России за 2016 год вырос на 4,1% или на 186 млн м2 по сравнению с 2015 годом. При этом, объемы реализации товарного гофрокартона снизилась на 4,1% (41 млн м2) к прошлому году. Восстановление наиболее значимого сегмента (ящики и коробки) позволяет говорить о восстановлении производства гофрокартона в целом. К факторам восстановления можно отнести:

  • Изменение потребительских предпочтений

  • Маркетинговое позиционирование (становится популярной экологичная упаковка из натуральных материалов)

  • Активизация импортозамещения

  • Увеличение объемов экспорта в ряде отраслей, чему способствовал низкий курс рубля

  • Эффект низкой базы в непищевых отраслях

При сокращении объемов розничной торговли в денежном выражении (-5,7% в 2016 году), реальное потребление в некоторых секторах все же росло. Так, например, увеличилось потребление: напитков и табака на 2,4%, фармацевтической продукции на 4,4%, моющих, парфюмерных и косметических средств на 8,7%, санитарно-гигиенических изделий на 23,4%, бытовой техники на 4,7%.

Согласно данным Росстата, лидерами роста в Центральном ФО в 2016 году стали Московская (+46 млн м2), Липецкая (+34,5 млн м2), Белгородская (+13,4 млн м2), Тверская (+13,2 млн м2), Ярославская (+6,0 млн м2) области. Снижение объемов производства показали Курская, Смоленская и Тульская области. В Приволжском ФО лидерство закрепилось за Республикой Башкортостан (+25%), Республикой Татарстан (+12%) и Нижегородской областью (+13%); снизились показатели Республики Марий-Эл, Пермского края и Саратовской области. Всего по федеральному округу прирост составил 6%. В Северо-Западном ФО лидерами роста стали Вологодская (+34%) и Ленинградская (+5%) области, а более всего производство снизилось в Калининградской (-24%) и Архангельской (-76%) областях. В Южном ФО наибольший прирост показала Астраханская область (+8%), а наибольшее падение – Волгоградская область (-75%). В целом, СЗФО увеличил производство на 2%, ЮФО снизил на 3%.

По итогам сентября 2016 года средняя загрузка производственных мощностей в сегменте гофрокартона достигла 80%. При этом, разброс значений находится в пределах от 42% до 109%.

Рисунок 2. Динамика цен на гофропродукцию, 2016 г., руб./м2


В структуре ценообразования наблюдается расслоение цен на готовую продукцию в 2-3 рубля у интегрированных и неинтегрированных игроков рынка. Неинтегрированные игроки удерживали цены на уровне выше 21 рубля за квадратный метр, в то время как интегрированные сдерживали цены на уровне 19 рублей за квадратный метр. Интегрированные макулатурные поставщики на фоне ожиданий повышения цен на макулатуру, химикаты, понижения тарифов, проводят политику повышения цен с целью удержать доходность бизнеса на желаемом уровне. Неитегрированные игроки, испытывая жесткую конкуренцию со стороны интегрированных, вынуждены повышать цены минимально, жертвуя доходностью и рентабельностью. По мнению экспертов, следует ожидать некоторого сокращения разрыва в ценах и снижения доходности в среднем по отрасли.

Рисунок 3. Динамика цен на товарные картоны, 2016 г., тыс. руб./т






Рисунок 4. Производство тарных картонов, 2016 г., тыс. тонн


Общий объем производства тарных картонов в России в 2016 году оценивается на уровне 1738 тыс. тонн целлюлозного картона (рост по сравнению с прошлым годом – 3,1%) и 2036 тыс. тонн макулатурного картона (12,1% рост к прошлому году). При этом, объём экспорта оценивается в 49% от общего производства целлюлозного картона и менее 1% макулатурного.

Рисунок 5. Доля макулатурных и полуцеллюлозных картонов в общем объеме производства тарных картонов, % 


Баланс рынков целлюлозного и макулатурного тарных картонов в России по итогам года составил соответственно 66 и 16 тыс. тонн. Несмотря на годовой профицит баланса, во втором полугодии наблюдалась существенная нехватка предложения по причине сезонного повышения спроса и общего роста рынка упаковки.

Макулатура, которая является сырьем при изготовлении макулатурного тарного картона, также показала общегодовой профицит баланса. По причине запрета на экспорт макулатуры в течение первого квартала 2016 года и ее стабильное производство наметилось падение цен на данный вид продукции. Возобновление экспортных поставок во втором квартале позволило стабилизировать ситуацию.

В первом полугодии 2016 года был отмечен опережающий темп снижения издержек по сравнению с общей динамикой цен, за счет чего производители макулатурного тарного картона смогли в некоторой степени увеличить свою доходность. Во втором полугодии, однако, из-за роста цен на макулатуру и химикаты доходность снизилась.

По итогам 2016 года рынки гофропродукции, тарных картонов, макулатуры оцениваются как сбалансированные. Тенденции развития рынка оцениваются производителями и экспертами рынка как положительные. Однако, ценовое расслоение создает более выгодные условия работы для интегрированных производителей.

Согласно прогнозам экспертов на 2017 год, следует ожидать:

  • Прирост ВВП на 0,6%, прирост промышленности – 1,1%

  • Частичное восстановление покупательной способности населения и платежеспособного спроса вследствие роста заработных плат (+1,2%) и реальных располагаемых доходов населения (+0,7%)

  • Повышение оборота розничной торговли на 1,1%

Все эти факторы, согласно ожиданиям, окажут положительное влияние на динамику спроса. По оценкам экспертов, объем производства гофропродукции в 2017 году составит 5 750 – 5 850 млн м2, что на 1,9 – 3,5% больше, чем в 2016 году. Выпуск коробок и ящиков увеличится в тех же пределах – 1,9 – 3,5%, а выпуск товарного гофрокартона – на 1,9 – 4,0%. На 2017 год намечен ряд проектов по строительству и модернизации производственных мощностей крупных игроков рынка, что может привести к понижению загрузки производств, усилению конкуренции, что создаст вероятность дальнейшего понижения доходности производителей. Предпосылками для построения такого прогноза являются:

  • Сложившаяся динамика потребительского рынка в 2016 году

  • Изменение структуры потребления домашних хозяйств

  • Дальнейшее наращивание импортозамещения

  • Наращивание объемов экспорта отраслями – потребителями упаковки

По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2017 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2016 году. Производство целлюлозного сырья вырастет на 4,0% до 1 807 тыс. тонн, макулатурного – на 6,5% до 133 тыс. тонн.

В связи с падением платежеспособности и населения, и предприятий-потребителей упаковки, ожидается рост спроса на более доступную по цене макулатурную продукцию. Если в 2010 году доля макулатурной гофротары в общей структуре рынка составляла 55%, то по итогам 2017 года ожидается ее увеличение до 71%.

Тенденции на 2017 год можно кратко представить следующим образом:

  • Рынок гофропродукции и смежные с ним рынки входят в 2017 год в сбалансированном состоянии

  • Неясным остается формат ценообразования; рост цен может быть непредсказуемым

  • Прогнозируется ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, что приведет к общему снижению загрузки производств и ужесточению конкуренции

  • Ценовая борьба интегрированных и неинтегрированных игроков приведет к снижению доходности всех игроков рынка

  • При этом, для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо повышение доходности бизнеса в данной сфере

Рынок гибкой упаковки в России в 2016 году продолжил свое развитие. Несмотря на сообщения некоторых игроков о снижении объемов спроса по сравнению с 2015 годом, отмечается общий рост рынка на 10% в первом квартале 2016 года, и 2-3% во втором квартале. Применение полимерных упаковочных материалов в пищевой промышленности развивается крайне высокими темпами. По данным экспертов, до 70% спроса на гибкую упаковку приходится именно со стороны пищевой промышленности.

Объем мирового рынка пластиковой пищевой тары из жестких пластиков прогнозируется на 2017 год на уровне 5,4 млрд долларов. Прогнозируемый объем рынка гибкой упаковки к 2020 году – 248 млрд долларов.

Последние годы отмечены появлением ряда инновационных решений, как, например, пластиковые консервные банки. В ближайшее время ожидается значительное перераспределение мирового рынка в сторону именно данного вида упаковки. Одним из преимуществ такой упаковки является ее полная совместимость с традиционным оборудованием для консервирования и не требует дополнительных затрат по перепрофилированию работающих производств.

Еще одна тенденция на мировом рынке гибкой упаковки – так называемая «умная» упаковка, то есть снабженная средствами для получения потребителем дополнительной информации о продукте. Самый простой вариант – это QR-код. Другой разновидностью «умной» упаковки являются RFID-метки, с помощью которых можно организовать взаимодействия кухонной техники и продуктов питания (отслеживание срока годности, наличия необходимых продуктов на кухне и так далее).

В течение многих лет рынок упаковки в целом и, в частности, гибкой упаковки, демонстрировал жесткую конкуренцию и существенное превышение предложения над спросом. Тем не менее, в 2015 году ситуация, с точки зрения загрузки производственных мощностей и доходности, была наилучшей за последние годы.

По словам экспертов, с 2014 года рынок упаковки (наряду с пищевой и оборонной промышленностью) демонстрировал уверенный рост. Причинами этому являются различные программы импортозамещения, ослабления рубля и рост объемов экспорта.

Рост рынка гибкой упаковки в 2015 году составил около 10-12%. Более высокий темп прироста был только в начале 2000-х годов – 25%, однако тогда он был спровоцирован девальвацией 1998 года. При этом также необходимо понимать, что для рынка, растущего практически с нуля, большой процент прироста – это нормальная ситуация в виду небольших объемов рынка в натуральном выражении.

По результатам 2015 года емкость рынка гибкой упаковки (с печатью) составила 440 тыс. тонн. В денежном выражении объем может составить 125 млрд рублей.

Рисунок 6. Структура рынка гибкой упаковки, Россия, 2015 г., %


Важным фактором развития рынка гибкой упаковки стало отсутствие возможности расширения и модернизации производственных мощностей (в первую очередь, печатного оборудования) по причине низкой доступности финансирования – высокие ставки по кредитам, сокращение программ кредитования и государственного субсидирования. При видимой негативной стороне этого фактора, влияние его не было однозначным. Максимальная загрузка производственных мощностей привела к превышению спроса над предложением, что создало игрокам рынка благоприятные условия для развития, а также позволило поднять цены. Рост цен позволил, в свою очередь, компенсировать повышение цен на сырье и сохранит рентабельность производства на приемлемом уровне.

Импортозамещение стало также очень важным фактором, положительно повлиявшим на развитие рынка упаковки. В розничной торговле увеличивается доля отечественных производителей, что ведет к дальнейшему росту спроса на упаковку. Впрочем, расширение производств во всех секторах экономики – это длительный процесс, поэтому в ближайшей перспективе импортозамещение приведет к незначительному росту спроса.

Девальвация рубля сделала более выгодным для крупных производителей пищевой продукции локализацию производств упаковки на территории России. Таким образом поступили несколько крупнейших международных компаний. Однако, с локализацией связан и ряд сложностей. В частности, российские типографии не всегда готовы к большим объемам и требуемому уровню качества.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

07.03.2017

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: