Франшизы месяца:

Бесплатный сервис по поиску бизнеса

Найдите свой бизнес за 14 секунд

Начать

Как написать Резюме бизнес-плана

шаг 3:

Готовим Обзорный раздел бизнес-плана

Как написать
Резюме бизнес-плана

Большинство специалистов в области бизнес-планирования и, что самое главное, представители франсовых институтов, от решения которых зависит получит ли ваш проект вожделенные инвестиции сходятся в одном: Резюме - самая важная часть проекта.

Зачастую то насколько глубоко будет изучаться ваша проект зависит именно от того, насколько заинтересует потенциальных инвесторов или кредиторов концепция, изложенная в резюме.

Кстати, именно поэтому многие эксперты советуют писать вводную часть в самом конце, когда у вас на руках будут все расчеты и сформировано ясное представление о том, как именно вы планируете добиваться поставленных целей.

А потому, советуем воспользоваться рекомендациями знающих людей и вернуться к этому этапу несколько позже (хотя, конечно, какие-то идеи мысли, аргументы вы можете пометить уже прямо сейчас).

Как вы помните, мы готовим бизнес-план согласно рекомендациям составленным Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства.

Начинается обзорный раздел с наименования проекта. Например:

  • Бизнес-план строительства автомагазина
  • Бизнес-план производства валенок
  • Бизнес-план интернет-магазина товаров для пожилых

Как видите, здесь ничего сложного. Немного сложнее со следующим этапом - одним предложением не отделаетесь :).

Но и здесь все терпимо. Доставайте папки с документами и начинайте заполнять пропуски:

Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:

наименование _______________________________________

Рога и Копыта

организационно-правовая форма _________________________

Общество с ограниченной ответственностью Код КОПФ-65

форма собственности ___________________________________

Частная собственность Код ОКФС 16
доля государства (Субъекта Федерации) в капитале 0%

(смотреть Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС))

среднесписочная численность ____________________________

10 чел.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

уставной фонд ________________________________________

20 000 руб.

Уставный капитал (уставный фонд) — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

оборот за последний год ________________________________

500 000 руб.

Валовой оборот — суммарная стоимость всего объема продукции, произведенной предприятием за год. Включает готовую продукцию, незавершенное производство, внутренний оборот предприятия, выполнение работ производственного характера.

точный почтовый адрес, телефон _________________________

а это уже сами :)

банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

и это тоже

фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Возраст указывают в полных годах. Информация об образовании и квалификации с указанием учреждения, которое выдало диплом. Также впишите предыдущие три должности и места работы (включая срок пребывания в должности).
Продолжительность работы руководителя проекта в текущей компании

Ура! с первой частью первого раздела мы расправились. Переходим, собственно, к описанию самого проекта

Описание проекта

суть проекта

Опишите идею проекта, не забыв указать идет ли речь о расширении существующего бизнеса или о работе с нуля

например:

Целью бизнес-плана является оганизация строительства фабрики по производству мягкой игрушки.

или

Цель проекта: открытие кондитерской фабрикой "Малыш" сети магазинов торгующих кондитерскими изделиями фабрики.

описание предприятия

Напишите немного о своем предприятии, его специфике и этапах развития (если хвалиться пока нечем, ограничьтесь общими фразами и великой миссией :)))

Кондитерская фабрика "Малыш" имеет многолетний опыт производства и реализации кондитерских изделий. Имеющиеся в нашем распоряжении технологии, производственные площади и квалифицированный персонал позволяют организовать розничную торговлю продукцией фабрики, что увеличит выручку компании, позволит приобрести более мощное оборудование и поставлять продукцию компании за пределы регионального рынка.

За последние 2 года компанией было запущено 4 новых линии по производству чего-то там и т.п....

(дальше сами :))

управленческий персонал

Более подробно остановитесь на квалификации управленческого персонала и ключевых специалистов. Отметьте наличие опыта реализации подобных проектов (если он есть, :)), уникальных знаний и т.п.

Приложите информацию об образовании и квалификации с указанием учреждения, которое выдало диплом. Также впишите предыдущие три должности и места работы (включая срок пребывания в должности).

Если управленческий персонал имеет доли в уставном капитале - это тоже нужно указать.

Важное примечание:

Данная структура бизнес-плана носит РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер, а потому, если в каких-то вопросах вам нечем хвалиться (к примеру нет опыта, и пр.) ограничтесь общими фразами или вообще пропустите этот подпункт. Разумеется, это касается именно подпунктов, а не основных разделов бизнес-плана :)

обзор отрасли

Это, самое простое.

1. Открываете наш раздел "Бизнес-планы и руководства" и ищите материалы, касающиеся вашего бизнеса.

(Для верности воспользуйтесь строкой поиска, чтобы исключить ситуацию, когда бизнес, который вы ищите, у нас в рубрике находится под другой буквой. Например: бутик/магазин одежды, автошкола/курсы вождения и т.п.)

2. Выбираете информацию которая

а) свидетельствует о положительных тенденциях в отрасли

б) обозначает типичные проблемы, которые ваша компания успешно и с прибылью для себя устраняет

3. Не забывая, что на дословные формулировки распространяются авторские права :), немного видоизменяете текст и получаете внятное и достойное изложение.

4. Для сбора дополнительной информации и последних результатов исследования рынка последовательно вводите в Яндексе запросы:

  • Обзор ХХХХХХХ отрасли
  • Ситуация в ХХХХХХХ бизнесе
  • Исследования ХХХХХХХ рынка
  • Состояние ХХХХХХХХХ отрасли
  • Обзор ХХХХХХХХХХХ рынка
  • и по аналогии другие запросы...

Несмотря на то, что вам чаще всего будут встречаться предложения приобрести готовое исследование, продолжайте поиск. Поверьте, открытой информации о состоянии отрасли и ситуации на рынке очень много.

Кстати в обзоре отрасли стоит указывать не только ситуацию на российском рынке, но и в целом мировые тренды.

преимущества компании

Здесь вы описываете сильные стороны вашего бизнеса. Именно этот пункт должен произвести особое впечатление на инвестора и убедить его более внимательно изучить ваш бизнес-план.

По его прочтению должно сложиться впечатление, что лучше вашей компании с поставленной задачей справиться практически невозможно. Тут стоит упомянуть и многолетнимй опыт, и узкоспециализированные знания, и уникальное оборудование и запатентованная технологию в купе с секретной формулой.

Не бойтесь показаться нескромными. Упомяните счастливых потребителей попробовавших вашу продукцию и мечтающих стать ее постоянными покупателями. Сошлитесь на проведенные рыночные исследования, предварительное тестирование и пр. на что угодно, что придаст вашим восторженным утверждениям правдоподобность.

Если вы уже являетесь лидером рынка (пусть даже это микро ниша в микро районе города) тоже упомяните этот факт как доказательство ваших рыночных преимуществ.

Ну а уж если у вас есть к тому же поток свободной наличности, который вы готовы активно инвестировать в проект, то об этом стоит заявить во всеуслышанье.

цели проекта

А теперь самое время перейти к планам покорения мира. Ну если и не мира, то хотябы местного рынка, с перспективами выхода все на тот же мировой уровень.

Кстати, несмотря на то, что предлагаемые нами задачи масштабны и размыты, вам придется писать конкретно и по существу. Вполоть до указания районов города (или населенных пунктов), которые ваша компания намерена обслуживать. Так же конкретно стоит описывать и планы дальнейшей экспансии. Включая сроки, в которые вы намерены выйти на заданные обороты и объемы.

Разумеется эти планы не должны быть голословны, а должны логично вытекать из озвученых выше преимуществ. Так что придется в нескольких предложениях (или абзацах) изложить тактический план достижения заявленых целей.

Ну и конечно, самое главное, не забудьте остановиться на тех космических доходах, которые вы намерены получать к радости инвестора. Опять же все должно выглядеть логично, рационально и достоверно (тем более что в следующих разделах вам придется с цифрами в руках обосновать свои утверждения).

степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами

Немного воображения и фактически любой бизнес можно подтянуть под содействие развития какой-либо государственной программы.

Чтобы не изобретать велосипед попробуйте ввести в Яндексе словосочетания "государственная программа" и название вашей отрасли. Если вам повезет, вы сразу найдете направление, которое ваш проект помогает развивать государству.

Если нет, придется помогать стране в таких важных вопросах как борьба с безработицей, поддержка местного производителя и прочих не менее важных направлениях.

инвестиции

Переходим к вопросу ради которого, собственно и затевался весь проект (при условии что вы пишете этот бизнес-план для инвестора, а не как руководство к действию).

Настало время четко обозначитьпотребность в инвестициях: сколько требуется денег и на что именно. Разумеется, не стоит расписывать до рубля куда и сколько вы намерены инвестировать (это вы сделаете в финансовой части бизнес-плана)

Достаточно обозначить основные направления или направление (если вам нужны деньги только для закупки специального оборудования, к примеру) укрупненно.

Ну и, само собой, не забудьте определить какую долю из этих средств вы внесете самостоятельно, а какую ожидаете получить от инвестора. В последнем случае стоит также обозначить и как вы предполагаете погашать задолженность инвесторам.

имущество заявителя-физлица

"Если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет"

Так что не надейтесь переписав все до копейки на бабушку вызвать доверие у инвесторов. Оставьте себе хоть старый Запорожец (хотя есть версия, что и это не поможет) :)

наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.

ну с этим, кажется, и так все ясно. Никто не будет инвестировать в компанию, которая даже не имеет требуемых разрешений на ведение заявленной деятельности

ключевые экономические показатели эффективности проекта

Сюда выпишите результаты всех тех экономических расчетов, которые вы проведете в финансовой части бизнес-плана, а именно:

  • простой срок окупаемости
  • дисконтируемый срок окупаемости
  • внутренняя норма доходности (рентабельность)
  • объем валовой выручки
  • себестоимость продукции
  • чистая прибыль
  • и т.д.

анализ рисков

как бы вам ни хотелось убедить инвесторов что инвестиции в ваш бизнес надежны как вклады в Сбербанк, от перечисления потенциальных рисков уйти не удастся.

В зависимости от того, для кого вы готовите этот бизнес-план (для себя или для инвестора), степень детализации потенциальных рисков и объективности их оценки будет разной.

Помимо перечисления самих рисков, не забывайте оуказывать какие действия можно предпринять, чтобы их минимизировать

Традиционно рассматривают следующие виды рисков:

Непредвиденные риски:

Хищения, ураганы, пожары, землетрясения и пр. Минимизируются обычными страховыми полисами.

Коммерческие риски:

Недооценка конкурнетов, непорядочность контрагентов, недостаточный анализ рынка и пр. ограничиваются строгой проверкой контрагентов, внимательным изучением документов, результатов исследований рынка и пр.

Экономичесвкие риски

Риск экономического спада, который мы, собственно, уже и так имеем

Политические риски:

Еще менее прогнозируемы, чем экономические.

Английская версия Резюме

На случай, если вы надеетесь привлечь в качестве соинвесторов мностранные компании.

Степень конфиденциальности информации

Вполне логично, вы захотите оградить доступ к расчетам, изложенным в вашем бизнес-плане. для этого обозначьте степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

По степени конфиденциальности информация может относиться к

  • публичной
  • для внутреннего использования
  • конфиденциальной
  • строго конфиденциальной

перейти к разделу бизнес-плана "Описание предприятия"

Вернуться к перечню инструкций по составлению бизнес-плана

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru