Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Как открыть производство бумажно-беловой продукции

Как открыть производство бумажно-беловой продукции

Несмотря на широкое распространение компьютеров и на то, что большинство современных людей очень редко пишут от руки, спрос на тетради, блокноты, ежедневники, альбомы и прочую бумажно-беловую продукцию пока еще сохраняется на прежнем уровне. Высокая рентабельность, обширный рынок сбыта, относительно небольшой стартовый капитал – все это привлекает внимание предпринимателей к рынку бумажно-беловой продукции.

Ассортимент товаров, представленных в этом сегменте, очень большой. Тем не менее, лидерами по продажам и прибыли остаются недорогие школьные тетради с различным количеством листов.

Основные игроки на рынке тетрадей подразделяются на две основные группы:

  • крупные предприятия, которые обеспечивают самые большие объемы производства в средней и низшей ценовых категориях;
  • средние и мелкие производители, в том числе и дилеры, которые открывают собственные производства.

В первую группу входят всего лишь пять крупнейших отечественных производителей, которые специализируются на производстве дешевых 12- и 18-листных тетрадей и которым принадлежит около 70% всего рынка: Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, ООО «Восход», Полотнянозаводская бумажная фабрика, Северо-Западная лесопромышленная компания, «Маяк».

Большинство компаний привлекает сегмент дорогих тетрадей с полноцветными обложками. Количество участников здесь намного больше. Лидерами являются «Хатбер», «Академия Холдинг», Полотнянозаводская бумажная фабрика, Северо-Западная лесопромышленная компания, «Канц-Эксмо», АСТ, «Полиграфика», «Альт», КТС-ПРО. Стоит заметить, что российский рынок как дешевых тонких, так и дорогих общих тетрадей, давно перенасыщен.

На первый план выходит дизайн и ассортиментный ряд. Поэтому все компании, которые занимают ведущие позиции в этом сегменте, имеют в штате несколько дизайнеров и производят свою продукцию на высокоскоростном полиграфическом оборудовании, используя качественные материалы. Конкуренцию производителям бумажно-беловой продукции составляют и другие компании, чья деятельность не связана с издательским делом и полиграфией. Они, как правило, являются владельцем какого-либо бренда, под которым выпускают свою продукцию. Эти предприятия обходятся без собственного производства, размещая заказы в регионах с целью минимизировать расходы и снизить розничную стоимость товара.

Продукция западных канцелярских брендов (Herlitz, Silwerhof, Top Point, Landre, Pigna, Unipap и др.) не составляет серьезной конкуренции отечественной: она отличается разве что большей функциональностью при аналогичной цене, а иногда даже при чуть более низком качестве. По причине перенасыщенности рынка российские производители тетрадей пытаются искать новые каналы сбыта за рубежом (в основном, в странах СНГ).

Впрочем, одними тетрадями ассортимент бумажно-беловой продукции не исчерпывается. Сюда относятся различные виды бумаги (бумага для записей, писчая, для оргтехники, для записей с липким слоем, отрывная и т.д.), картон, блокноты, альбомы, конверты, открытки, бухгалтерские и прочие бланки, конторские книги и т.д. Продукция для офисов стоит на втором по популярности месте после школьных тетрадей. Постоянная модернизация оборудования и повышение качества своей продукции позволили российским компаниям добиться значительных успехов в этом сегменте. Высокое качество и низкая цена (разница, правда, не столь велика и составляет порядка 10-15%), по сравнению с продукцией западных производителей, привели к тому, что отечественные предприятия преобладают в этом сегменте.

Крупнейшими из них являются Светогорский бумажный комбинат (торговые марки Ballet и SvetoCopy), Сыктывкарский ЛПК (бренд «Снегурочка»), Краснокамская бумажная фабрика Гознака (Гознак- Copy, Гознак-Радуга, Гознак-Copy Lux и пр.). Как и в случае с тетрадями, многие торговые компании, имеющие собственные торговые марки, размещают заказы на производство бумаги под своим брендом на крупных бумажных заводах. В качестве примера можно назвать компанию «Папирус», реализующую свою продукцию под торговой маркой Papirus, которая производится на Архангельском ЦБК.

Для организации собственного производства бумажно-беловой продукции понадобится следующее оборудование: линовальный станок с комплектом валов к нему, листорезальные машины с запасными ножами, станок проволокомоталка, перфоратор (для изготовления просечек под пружины для тетрадей, альбомов, блокнотов на пружине), проволокошвейная машина, печатный станок, гидравлический пресс для прессовки бумажных отходов. Кроме того, нужен металлический стол под проволокошвейку и переплетный стол, тележки для перевозки продукции.

Подержанное оборудование можно приобрести за 800-900 тысяч рублей. Стоимость новых машин зависит от страны-производителя, производительности, модели. Если предполагаемый ассортимент будет большим, придется также приобрести дополнительное резальное оборудование (одно- и трехножевые машины), ниткошвейные станки, алфавитновырубные станки, окантовочные линии, позолотные прессы, перфорационное оборудование, линии по производству твердых обложек. Рассмотрим технологию производства бумажно-беловой продукции на примере простых и общих тетрадей.

Очевидно, что основным сырьем для производства тетрадей является бумага. К примеру, из одной тонны бумаги можно произвести около двадцати тысяч тонких тетрадей. В свою очередь бумага изготавливается из целлюлозы, которая получается после переработки древесины (ее размалывают, прессуют и осветляют). Сырье поступает на фабрику в виде большого барабана весом в несколько тонн. С помощью специального оборудования бумага с барабана поступает на технологическую линию, где полиграфическая машина наносит разметку на всю длину бумажного полотна.

Как правило, для нанесения рисунка разметки (клетка, линейка) используются краски на водной основе. Они безопасны для человека и не имеют никакого запаха. Затем изготавливаются страницы будущей тетради по специальной форме – прямоугольной или с закругленными углами. С помощью промышленного ножа нарезаются листы нужного размера, которые сгибаются и укладываются в стопки, в зависимости от количества страниц в тетрадях. Вся эта процедура полностью автоматизирована.

Тетрадные обложки производятся из других материалов, отличных от внутреннего блока. Чаще всего используется картон. Однако в некоторых случаях производители используют пластик или более экзотические материалы – например, кожу или ткань. Предварительно на картон, используемый для обложек, наносится рисунок, после чего из него производится заготовка заданного размера. При оформлении обложки могут использоваться различные виды спецэффектов: УФ-лакирование, глиттер, тиснение фольгой, конгревное тиснение, флокирование, флуоресцентные или металлизированные краски и пр. Любой из этих декоративных элементов увеличивает стоимость готового изделия.

Готовая обложка укладывается на стопку листов. Все это скрепляется между собой. Самый простой и недорогой способ крепления – при помощи металлических скоб. Его минус заключается в том, что страницы крепятся посередине и при вырывании одной из них отрывается и вторая. Кроме того, существуют ограничения по количеству листов в тетради с таким креплением. На втором месте по популярности стоит крепление с помощью пружины. Это увеличивает вес и объем тетради. Еще один недостаток такого вида крепления заключается в том, что последние страницы в таких тетрадях закреплены недостаточно хорошо и могут выпасть в процессе эксплуатации изделия.

Пробивка блока, навивка спирали, обрезка и загибка ее краев осуществляются автоматически при помощи перфоратора-брошюровщика на пружину. Крепление с помощью клея не очень удобно, так как не позволяет раскрыть тетрадь полностью, да и обходится оно очень дорого. Крепление бумажных листов с помощью ниток имеет лишь один недостаток – высокая стоимость.

После того, как обложка с внутренними листами скрепляется вместе, тетрадь попадает под нож, который обрезает излишки бумаги. После этого готовое изделие проверяется на наличие дефектов. Тетради, прошедшие отбор, поступают на полосу упаковки. Упаковываются они в вакуумную пленку или в картонные коробки.

Специалисты рекомендуют предпринимателям, которые только начинают свою деятельность в сфере производства бумажно-беловой продукции, выбрать с самого начала одну группу товара и развивать это направление. Кто-то производит необычные тематические блокноты с рисунками на каждой странице, кто-то специализируется на тетрадях для школьников и студентов с молодежным оформлением и подсказками, кто-то пытается с помощью своей бумажной продукции пробиться на рынок товаров для творчества (альбомы для скрапбукинга, бумага для декупажа). Количество таких ниш очень большое, а конкуренция в некоторых из них практически отсутствует. Тем не менее, не стоит экономить на проведении маркетинговых исследований и тщательном изучении рынка и спроса на нем перед тем, как открывать новую компанию. Резко переориентироваться с выпуска одного товара на другой даже в пределах одной товарной группы уже не получится.

Количество работников фабрики по производству бумажной продукции зависит от того, что именно она выпускает и в каких объемах. Для обслуживания автоматических и полуавтоматических станков достаточно 5-6 человек на смену. Однако самые главные сотрудники такого предприятия – это дизайнеры. Как правило, лишь часть из них (и не всегда большая) работает в штате компании.

Тем не менее, какие бы отличные специалисты не разрабатывали дизайн обложек и внутреннего блока тетрадей и блокнотов, не стоит спешить с запуском новой серии в массовое производство. Сначала выпускается небольшая партия тиражом несколько тысяч экземпляров, которая рассылается дистрибьюторам. Иногда потребительская оценка того или иного товара удивляет специалистов, имеющих большой опыт работы в этой отрасли. По результатам продаж принимается решение о дальнейшей судьбе серии.

Успешные компании постоянно развиваются и совершенствуются, стараясь опередить своих конкурентов. Им приходится постоянно придумывать что-то новое, а так как этот бизнес не является высоко технологичным, то новинка останется таковой на протяжении максимум одного сезона, а потом ее начинают тиражировать все остальные производители. По этой причине многие компании отказываются от участия в отраслевых выставках или не представляют там свою новую продукцию, так как велика вероятность того, что хорошая и оригинальная идея будет тут же «позаимствована» другими раньше, чем эта продукция появится в продаже.

Защита авторского права в сфере дизайна - злободневный вопрос для российских компаний. Многие компании выпускают лицензионную продукцию на пике популярности фильма, сериала, музыкальной группы и т. д. В этом случае важно уметь угадывать и даже иногда предугадывать модные тенденции и вкусы подростков. Стоит также учитывать тот факт, что второй тираж обычно не пользуется такой популярностью, как первый. Специалисты считают, что смена дизайна и появление новых серий должны происходить не реже одного раза в год. Некоторые производители осуществляют замену постепенно в несколько этапов, растягивая этот процесс на один сезон.

В начале 2000-х годов производители бумажной продукции работали с генеральными дистрибьюторами. Теперь же все они организуют собственные дилерские сети. Налаженные связи с оптовиками – это одно из главных условий успеха такого бизнеса.

Производство тетрадей не отличается высокой рентабельностью, так как они реализуются по заниженным ценам (это относится, в первую очередь, к продукции объемом до 48 листов в одноцветной обложке). Слишком низкая цена установилась благодаря политике крупных оптовых компаний, которые делают на тетради большие наценки, забирая при этом прибыль у розничных операторов, жесткой конкуренции и желанию розничных продавцов привлечь как можно больше клиентов. Высокая конкуренция и постепенное снижение объема продаж приводят к тому, что показатели прибыли в целом по отрасли постоянно снижаются. Это касается в большей степени тех предприятий, которые не имеют собственного бумажного сырья. Стоимость бумаги в себестоимости одного изделия может достигать 75%. Основной потенциал для развития остается у компаний, работающих в среднем ценовом сегменте. Минимальные вложения, необходимые для начала собственного бизнеса в этой сфере, составляют около трех миллионов рублей. Эти инвестиции окупаются в течение 2-3 лет.

Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Другие статьи на тему «бумага»