Свой бизнес: ассенизаторские услуги

Свой бизнес: ассенизаторские услуги

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Бизнес, основанный на обслуживании частных лиц и предприятий, может быть очень выгодным. Если же рассматривать ассенизаторские услуги, то оказывается, что столь непривлекательный на первый взгляд вид предпринимательства может приносить немалые деньги организатору. Спрос на подобные услуги всегда есть, он слабо колеблется, а значит, можно ожидать стабильности и не слишком высокого уровня риска. Тем не менее, в любом городе уже есть компании, которые уже занимаются подобной деятельностью, поэтому новичку придётся приложить немало сил и потратить много времени на то, чтобы занять своё место на рынке. Но при этом не стоит думать, что нет шансов начать свой бизнес, если уже работает несколько конкурирующих фирм, потому что не каждая из них предлагает полный комплекс услуг, да и не каждая компания качественно выполняет свои обязанности по оптимальным ценам. То есть, изучив рынок, можно понять свои возможные слабые и сильные стороны.

Для того, чтобы начать работу, необходимо обратиться в местное отделение налоговой службы, где нужно пройти регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Формально деятельность ассенизатора подпадает под определение прочих услуг для населения, но в процессе работы придётся каким-то образом заниматься утилизацией собранных отходов. И тут редкое предприятие располагает возможностями для нейтрализации подобных веществ, для работы в этом направлении придётся потратить немало сил и денег на регистрацию и получение лицензий, нужно будет получить разрешения на эксплуатацию участка, где будут происходить захоронения, так что целесообразно просто обратиться в стороннюю компанию, которая и будет заниматься этими работами. То есть найти аутсорсера данного бизнес-процесса. Поэтому после выполнения всех бюрократических процедур стоит найти фирму, которая готова принимать на утилизацию отходы и заключить с ней постоянный договор обслуживания. Стоимость услуг обычно не слишком высокая, особенно, если обращаться в государственную службу, обычно при долговременном сотрудничестве можно рассчитывать и вовсе на символическую цену, так как такие предприятия принимают отходы ото всех фирм и частных лиц. В связи с местными программами утилизации отходов можно получить разрешение на посреднические услуги по отводу вредных веществ с участка. К примеру, в год стоимость договора будет составлять не больше 10 тысяч рублей, обычно даже на порядок меньше – 2-3 тысячи рублей в зависимости от региона. Когда договор с фирмой заключён, можно обращаться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (также известно как Министерство природопользования). Там на основании имеющихся в распоряжении предпринимателя мощностей и, что особенно важно, заключённого договора с муниципальной службой, будет выдано разрешение на вывоз отходов. Отметим, что процесс утилизации отходов самого предпринимателя не затрагивает – его машина приезжает на предприятие по утилизации, сбрасывает собранные отходы и покидает территорию – на этом её миссия заканчивается.

Когда все вопросы урегулированы, можно приступать наконец к поиску места своей работы. Тут нужно заметить, что не всегда есть смысл иметь собственный офис, потому что клиенты заказывают машину, которая просто приезжает на место, какие-то переговоры проводить вряд ли придётся, только если не будет заказов на постоянное обслуживание от каких-нибудь крупных предприятий. То есть можно арендовать офис где-нибудь в недорогом квартале города, где будут работать сотрудники, занимающиеся административными и организационными вопросами. Однако в первое время можно обойтись из без своего офиса. С другой стороны, если открывать большое предприятие, которое содержит большое количество специального транспорта и предлагает своим клиентам разнообразные услуги, то потребуется найти участок, где можно будет соорудить открыть станцию обслуживания автомобилей и гаражи. Тут многое, конечно, зависит от определённых факторов, но так как мы рассматриваем вариант открытия малой фирмы, которая располагает одним автомобилем, то остановимся на аренде небольшого офиса где-нибудь в спальном квартале. Тут придётся рассчитывать на сумму примерно в 500 тысячу рублей за один квадратный метр площади, то есть маленький офис в 20 м2 будет обходиться в 10 тысяч рублей. Ещё 50-100 тысяч нужно будет потратить на мебель и технику.





Следующий важный момент – это покупка оборудования. Самое главное – это приобретение автомобиля, который и предназначен для откачки сточных вод. Найти подобный транспорт, в общем-то, не проблема, сегодня существует множество предложений как от производителей, которые предлагают новый транспорт, так и от предыдущих пользователей, которые предлагают бывшее в употреблении оборудование. Бизнесмен выбирает, что для него важнее – экономия или же качество своего транспорта, понятно, что новые машины находятся на гарантийном обслуживании, и первые несколько лет работы с ними не должно возникнуть проблем, в то время как, приобретая уже бывшую в эксплуатации технику, покупатель рискует столкнуться со сложностями в обслуживании. Стоимость автомобиля может сильно варьироваться в зависимости от производителя и года выпуска. Минимальная цена – примерно 600-700 тысяч рублей, однако средняя сумма за хороший автомобиль – полтора миллиона рублей. Хороший транспорт продаётся по цене уже больше 3 миллионов рублей. Дополнительно нужно купить саму цистерну, в которую и будут собираться отходы, а также мелкое оборудование для прочистки труб и обслуживания систем водоотведения. Стоимость цистерны начинается от 100 тысяч рублей – это за типовую объёмом в 10 кубометров, есть и меньшие, и большие изделия, так что тут предприниматель выбирает именно то оборудование, которое подходит ему по формату работы. В итоге полностью оборудованная машина обойдётся в 200 тысяч рублей – то есть вместе со стоимостью среднего транспорта предпринимателю придётся выделить 1,7 миллиона. Стоит также отметить, что это стоимость именно простой ассенизаторской машины, которая занимается откачкой отходов с частных небольших участков; к примеру, илососная машина, которая предназначена для более сложной очистки, стоит значительно больше, если учитывать полную её комплектацию. Однако такой транспорт может понадобиться в случае развития собственного бизнеса, то есть на первых порах приобретать такие установки не требуется. Зато впоследствии, когда наработана клиентская база и предприниматель заработал положительную репутацию, приобретение такого оборудование станет новым этапом развития собственного предприятия. Уже тогда стоит и задумываться об открытии собственного автопарка с обслуживанием. Нужно сказать, что не всегда есть смысл сразу покупать цистерну большого объёма, потому что заказчики на первых порах вряд ли будут делать крупные заказы, а большая цистерна – это большие затраты на содержание. Поэтому многие начинают с автомобиля, который может за раз откачать не больше 5 кубометров отходов. Стоимость цистерны на 3-4 кубометра составляет 50-70 тысяч рублей. Отсюда и принцип формирования цены – расчёт того, сколько конкретно было откачано отходов, не производится, заказчик платит за сам вызов; многие конторы устанавливают почасовые тарифы. И здесь малая машина может за счёт того, что обходится предпринимателю в своём обслуживании дешевле, стоить не так дорого в час для клиента. Таким образом, клиент заказывать машину на свой участок, специалисты приезжают и в течение относительно недолгого времени проводят процедуру.

Далее для работы нужно найти сотрудников, которые готовы заниматься столь неприятным делом. Как бы там ни было, желающих работать в этой сфере не слишком много, отсюда и относительно высокий уровень заработной платы. На стандартный вызов приезжают 2 человека, один из которых является также водителем транспорта. Уровень заработной платы каждого сотрудника составляет от 30 тысяч рублей, также они получают некоторый небольшой процент с каждого заказа, так что в итоге их зарплата составляет не меньше 50 тысяч. Конечно, в зависимости от региона эти цифры могут меняться, но средний уровень таков. В идеале нужно иметь 4 сотрудников, чтобы была возможность работать в любой день недели, но обычно в первое время, во время развития своей фирмы, заказов не слишком много, поэтому сотрудники могут выходить на работу только по мере необходимости. Впоследствии можно будет доукомплектовать штат. Помимо этих специалистов, нужно привлечь на работу административный персонал, который занимается работой с клиентами и организацией процессов. В общем-то, в первое время, опять же, необходимости в таких работниках критической нет, и предприниматель или учредители могут самостоятельно заниматься всеми этими вопросами. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, можно передать на аутсорсинг. Самый яркий пример – это ведение бухгалтерии, потому что наём штатного бухгалтера будет обходиться в немалую сумму ежемесячно, а вот аутсорсеры вряд ли при таком формате деятельности потребуют больше 5 тысяч рублей в месяц. Если взять в расчёт двух офисных работников, то им на зарплату придётся выделять по 25 тысяч рублей максимум – то есть ещё 50 тысяч.

Теперь нужно более подробно остановиться на принципе организации бизнеса. Ассенизаторские услуги, по своей сути, - это целый комплекс мероприятий, и предприятие может предлагать своим клиентам комплексное обслуживание систем канализаций. Однако самое простое – это именно откачка сточных вод, этим и занимается начинающая компания. Развиваясь, можно перейти на услуги прочистки трубопроводов, заниматься их ремонтом, устанавливать септики и менять их. Редко на среднестатистическом объекте придётся задерживаться больше, чем на час, однако нужно ещё рассчитывать время, которое потребуется на проезд туда и обратно, а также на выброс отходов. Таким образом, за день одна машина не может выполнять слишком большое количество заказов, даже 5-7 заказов в день – это достаточно много. Производительность средней машины составляет 3 кубометра в час, ещё минимум час нужен, чтобы добраться до места вызова и вернуться обратно. Если была куплена малая цистерна, то при частных заказах практически ежедневно придётся ещё ездить на пункт утилизации отходов. Большие автомашины могут работать и в несколько более плотном графике, поэтому доход в сутки от них может быть весьма неплохим.

Произведём расчётом стартового капитала:

  • Регистрация – 20 тысяч рублей (юридического лица).

  • Договор утилизации отходов на год – 10 тысяч рублей.

  • Аренда офиса на полгода и оборудование – 110 тысяч рублей.

  • Покупка машины – 1,5 миллиона.

  • Ассенизационная цистерна и оборудование – 200 тысяч рублей.

  • Заработная плата – от 100 тысяч рублей.

Итого: 1 миллион 940 тысяч рублей, округлённо можно принять равным 2 миллионам. 


Экономии можно достичь, покупая бывшее в употреблении оборудование. Величина ежемесячных расходов – 110-120 тысяч рублей (с учётом аутсорсинговых услуг и аренды офиса). Стоимость одного вызова начинается примерно с 500 рублей, и это только в случае, если вызывается малая машина. Так как нет разницы в том, сколько именно отходов было собрано машиной, предприниматель всегда получает фиксированную сумму с одного заказа. При этом большие автомобили (то есть с цистерной больше 5 кубометров) стоят уже дороже – от 1 до 2 тысяч рублей за вызов или час работы. При этом нужно понимать, что больше половины из этой суммы уходит на покрытие расходов, потому что нужно оплатить топливо для автомобиля. Да и, по сути, ещё некоторая часть переходит самим работникам. Так что для покрытия своих расходов приходится браться за большое количество заказов; так, если работает на предприятии даже всего 2 человека, то при стоимости заказа в 2 тысячи рублей (учитывается средний показатель – то есть на каких-то объектах удаётся за счёт длительности работы заработать больше) нужно как минимум три заказа в день (с учётом пятидневной рабочей недели) выполнять, чтобы покрывать свои расходы. Если же выполнять 4 заказа в среднем в день, то доход составит 176 тысяч рублей, а операционная прибыль – 56 тысяч рублей. Чистая прибыль за вычетом налогов – 47,6 тысяч рублей в месяц (по упрощённой системе налогообложения). Как бы там ни было, отнести этот бизнес в категорию предпринимательства со слишком высокими показателями рентабельности вряд ли удастся (в нашем примере – не больше 30%). Срок окупаемости такого проекта также нельзя назвать коротким – от 3 лет при условии покупки хорошего оборудования. Но здесь есть перспективы развития, и при успешной организации можно будет через пусть и немалое время, но рассчитывать на хорошую прибыль.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.

19.01.2016

Все материалы по тегу: ассенизационный бизнес

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: