Велошеринг как бизнес: доход с двух колёс

Велошеринг как бизнес: доход с двух колёс

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

до 2 000 000 ₽

Стартовые вложения

450 000 ₽

Выручка

250 000 ₽

Чистая прибыль

8 мес.

Срок окупаемости

Велошеринг —  это трендовый бизнес, имеющий наибольшие перспективы в мегаполисах и курортных городах. О том, как можно в 2022 году заработать в сфере поминутной аренды — наш сегодняшний материал.

Как гласит известная шутка, велосипедист — настоящее бедствие для экономики. Он не покупает авто, не заправляется топливом, не покупает страховку, не пользуется платными стоянками и не посещает частные клиники, потому что прекрасно себя чувствует... 

Впрочем, с точки зрения велошеринга любители поездок на двух колёсах — наоборот люди весьма полезные для бизнеса. С каждым годом их становится всё больше - количество пользователей сервисов поминутной аренды велотранспорта растет как на дрожжах. Из «несерьезного» бизнеса поминутный прокат велосипедов превращается в весьма лакомый сектор экономики — достаточно вспомнить успешный проект банка ВТБ, запустившего свой собственный шеринг «Велобайк». Да и власти довольны — велошеринг помогает решить ряд важных проблем с городским транспортом.

Впрочем, экспансия велошеринга в регионы проходит не всегда так гладко, как хотелось бы основателям сервисов. В 2019 году велошеринг из двух столиц добрался в Ростов-на-Дону, Краснодар, Саратов и Волгоград. Поначалу курьезных случаев хватало. Например, в мае прошлого года молодые люди из Краснодара решили сжечь велосипед, принадлежащий шеринговой компании Lucky Bike ради… зрелищных фото в соцсетях. Горящий байк подал сигнал тревоги и нерадивые любители селфи были взяты с поличным. Месяцем раньше подвыпившая компания жителей Волгограда решила взломать электронику «бесхозного» велосипеда, а после того, как это сделать не получилось — попросту выбросила байк из моста в реку. Ростов-папа отличился и здесь — южной столице принадлежит своеобразный «антирекорд» по количеству краж велосипедов за ночь. В разные часы разные люди «увели» пять единиц двухколесной техники. 



Впрочем, представителей шеринговых компаний такие случаи не смущают — они наращивают оборот и с оптимизмом смотрят в будущее. 

Регистрация велошеринга

С точки зрения официальной регистрации бизнеса в сфере поминутного проката двухколесной техники все достаточно просто — никаких лицензий не требуется, просто оформленное ООО с соответствующими кодами ОКВЭД. Деятельность велошеринга попадает под ту же категорию, что и самокатошеринг, про который мы недавно писали:

  • 77.21: Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров. 

В качестве дополнительного направления деятельности бизнеса мы рекомендуем  также указать следующее:

  • 71.40.4: Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха.

Дело в том, что введение такой графы в кодах сферы деятельности позволит компенсировать сезонные простои в те месяцы, когда велосипеды традиционно не пользуются спросом — зимой. Как образом — объясним чуть ниже. 

Закупка велосипедов

Для начала необходимо понять, какое количество велосипедов оптимально для старта проекта. Если закупить слишком мало — есть вероятность того, что проект не закроет потребности большого города, слишком много — тоже очень плохо. Достаточно вспомнить негативный опыт велошеринга в ряде городов Китая, когда прокатные компании переоценили спрос, в результате чего в определенных местах стали возникать … настоящие свалки из неиспользуемых велосипедов.


Велосвалки в Китае

Если отталкиваться от опыта велошеринговых компаний, работающих в городах-миллионниках — оптимальное количество на региональный центр составляет порядка трех сотен единиц техники. Например, компания Lucky Bike при старте проекта в Краснодаре закупила на период с конца 2018-го до середины 2019 года 330 велосипедов. 

Где взять такое количество велотехники, на какие модели лучше делать упор и как сэкономить при покупке оптовой партии? Несмотря на возможность получить хорошую скидку у дистрибьюторов двухколесных байков в России, мы все же рекомендуем обращаться к китайским поставщикам напрямую — в любом случае выйдет дешевле. 

При закупке оптовой партии из нескольких сотен простеньких «ноунеймовых» моделей можно рассчитывать на ценники в 3 000 руб. за единицу техники. Таким образом, партия из трех сотен классических городских велосипедов обойдется порядка 1 000 000 рублей. 

Доставка велосипедов в Россию

Определенную сумму также придется потратить на доставку груза. Существует несколько вариантов — мы рекомендуем полностью официальный, например, доставка морем в контейнере до Новороссийска, оплатой таможенных пошлин и перевозкой транспортной компанией до города назначения. Средняя стоимость доставки контейнера морем из большинства портовых городов Поднебесной — порядка 2000 долларов плюс стоимость таможенной очистки. Также необходимо будет оплатить услуги брокера — порядка 12 000 рублей за выпуск таможенной декларации.


Некоторые закупщики предпочитают везти мелкий опт (неважно, велосипеды это или другая категория товаров) через «Карго». Это не название определенной компании, а весьма частая «серая» система поставки грузов из Китая. В основном  товар везется через Казахстан (как единую с Россией таможенную зону), после чего доставляется на территорию крупнейших оптовых рынков страны («Садовод», «Люблино») и т. д. 

Стоимость доставки (и решения вопроса с «таможней») - от 0,7 до 3 долларов за килограмм груза («карговцам» неважно, велосипед это, или какой любой товар).

Решение вопросов с безопасностью

  • Электронный "ошейник". Каждый велосипед должен быть оборудован электронным «ошейником», позволяющим отследить его местоположение на карте города и предотвратить случаи вандализма и кражи. Установка таких систем позволяет практически полностью устранить вопрос с безопасностью. Для примера приведем аналитику того же Lucky Bike за третий квартал 2019 года — 1 угнанный велик в Краснодаре и нулевой показатель по угонам в Ростове-на-Дону.


  • Парковка с камерами. Также шеринговые компании стараются выделять специальные зоны для парковки в тех местах, где установлены камеры — это позволяет лишний раз контролировать угоны в первые месяцы, когда большинство мошенников еще не осознает всю степень защищенности велотранспорта.

Кстати, о зонах парковки. В отличие от того же самокатошеринга, дорогостоящих станций для велосипедов не требуется (максимум металлические фиксаторы для удобства клиентов). Однако провайдеры стараются выделять условные «зоны старта и завершения поездок» на велосипедах в тех местах, где двухколесные аппараты не помешают никому, а также где из будет легко найти начинающим пользователям.

Запуск приложения

Что касается разработки программного обеспечения, рекомендации будут теми же, что давались нами и в статье про самокатошеринг. Лучше всего обращаться к тем командам программистов, которые уже имеют опыт разработки шеринговых приложений. Дело не только в опыте — некоторые блоки программной оболочки можно интегрировать из одного приложения в другое без лишних трудозатрат. Это делает разработку каждого последующего ПО дешевле, что вам как заказчику только выгоднее.

Основные требования к приложению услуг велошеринга — возможность работы на обоих популярных платформах (Android и iOS), удобный интерфейс и красивая «картинка» меню. 

Стоимость разработки зависит от города и наворотов, которые вы захотите внедрить в программную оболочку. Средний ценник, на который можно ориентироваться — порядка 150 000 — 200 000 рублей за выполнение работы «под ключ» с отладкой всех багов.

Маркетинг и продажи

Все маркетологи шеринговых компаний как один утверждают, что эффект от медийной рекламы при открытии нового прокатного сервиса будет, «как от ядерной бомбы». Особенно это касается тех городов, где ранее аналогичный сервис не был представлен. Важно, чтобы сервис был полностью готов к работе на момент запуска рекламной компании — потому что через некоторое время повторить аналогичную «волну» ажиотажа будет уже практически невозможно.

Наиболее типичные ошибки предпринимателей из сферы шеринга всего что движется — давайте запустим рекламу заранее, чтобы «разогреть» людей! Такое не работает — как только потенциальный клиент видит интересный ему формат новой услуги, он сразу хочет ее на себе попробовать. И если не понравилось единожды — сколько потом не дорабатывай работу программы, не улучшай доступность прокатных средств, не придумывай новых акций и скидок - эффекта будет крайне мало.

Инструменты для продвижения в сети довольно стандартны для сферы финтех услуг. Это грамотно оформленный «продающий» сайт, реклама приложения в Play Market и App Store, контекст и таргетинг, соцсети и еще раз соцсети. 

На кого ориентировать рекламную кампанию

К слову велошеринг — именно тот случай, когда лучше ориентироваться в SMM-рекламе не на фанатов велосипедов во всех их проявлениях, а привлекать новую категорию потенциальных клиентов. У велосипедистов и так все хорошо и, как показывает практика, открытие велошеринга в городе им особо то и не интересно. Действительно, зачем брать «катать» стандартный шеринговый велосипед, когда у тебя уже и так есть свой двухподвесный любимчик с алюминиевой рамой?

А потому в рекламе и продвижении услуги велошеринг - это скорее не про спорт, активный отдых и любовь к велотехнике как таковой, а скорее про удобство перемещения в пространстве и решение проблемы «последней мили». 

Про тот самый финальный километр сказано уже немало в исследованиях урбанистов — дело в том, что в больших городах зачастую по-прежнему остается нерешенной проблема с преодолением пути от остановки метро или общественного транспорта до пункта назначения. 

Это может быть отдельно стоящий пригородный торговый центр, автомобильная деревня (так многие называют строящиеся в пригороде мультибрендовые автосалоны), новый офисный деловой центр, который построили в нескольких десятках пешего хода от остановок . Так вот именно для таких «финальных рывков» до пункта назначения идеально подходит велошеринг — поездка на велосипеде стоит сопоставимо общественному транспорту и дешевле, при этом позволяет не зависеть от расписания, давки в часы-пик и других сложностей.

Масштабирование бизнеса

Что касается развития бизнеса, для сегмента велошеринга отлично подходит формат франшизы. Обкатав все нюансы бизнеса у себя в городе, многие предприниматели готовы делиться опытом с партнерами, продавая франшизу в другие регионы. Это позволит получить дополнительный доход с проекта. Некоторые возразят, что если бизнес действительно пойдет в гору, можно привлечь инвестиции и самому развивать новые направления. Однако стоит помнить, что даже 1-2 города — это существенный объем работы, и далеко не всегда предприниматели могут (и хотят) контролировать бизнес в таком объеме.

Финансовые показатели

Стартовый объем инвестиций в проект велошеринга на первых порах не будет превышать 2 000 000 рублей. Как правило, этой суммы достаточно для закупки нескольких сотен велосипедов, закупки и установки систем безопасности, организации парковочных пространств, найма персонала и запуска рекламной компании.

О тарифах. Та же компания Lucky Bike предлагает пользователям велошеринга три варианта оплаты поездок на выбор:

  • Тариф на час. При таком варианте оплаты каждый час со счета пользователя списывается 80 рублей;
  • Тариф на день. В течение суток можно совершать безлимитное количество поездок на байке. Первые тридцать минут не тарифицируются. За 24 часа пользователь потратит 150 рублей;
  • Тариф на месяц. Стоит 30-дневная «подписка» на велошеринг всего 600 рублей.

Теперь давайте вооружимся калькулятором. Самым популярным вариантом видится дневной тариф, который приносит шеринговой компании 150 рублей кэша. Если велосипед находится в проходимом месте и пользуется спросом каждый день, месячная выручка с него составит 4500 рублей. Да, наверняка будут пользователи, которые возьмут велосипед на месяц за 600 рублей, но будут и те, кто станет совершать поездки по 80 рублей. Три таких поездки — уже 240 рублей в день (или 7200 рублей в месяц).

Однако давайте исходить из того, что далеко не каждый велосипед используется каждый день. Тем не менее, даже если средний дневной чек по всем велосипедам будет равен 50 рублям (какой-то простаивает, какой-то используется свыше 1 часа и т. д.), доход в месяц с одной единицы техники составит порядка 1500 рублей. 


Итого:

  • Средний размер выручки с 300 велосипедов: 450 000 рублей в месяц.
  • Средние ежемесячные затраты  (реклама, ремонт, ФОТ): 200 000 рублей.
  • Доход предпринимателя с проекта в месяц: 250 000 рублей.
  • Период окупаемости велошеринга: 8 месяцев.

Что делать в зимний период, когда велосипеды простаивают

Как видите, оптимальным вариантом при запуске велошеринга видится старт проекта в начале сезона и (по возможности) окупаемость проекта в течение теплого периода времени. Далее велосипеды собираются техниками на зонах парковки, по необходимости обслуживаются и ждут начала нового сезона на складе временного хранения.

Если помните, мы предлагали при регистрации компании расширить список оказываемых услуг до проката спортивного инвентаря. Так вот, в зимний период можно заняться сдачи в прокат сноубордов и лыж — на период простоя велосипедов ничего не мешает заняться продвижением других снарядов для активного отдыха. Далеко не все, кто планирует начать кататься на сноуборде, готов покупать его в первый же сезон. Цены на горнолыжных курортах зачастую тоже кусаются.


Выход — приобретение и сдача в прокат спортивного инвентаря. Некоторые компании, например, «Прокат Вело в Ростове» предлагают «экип» по очень демократичным ценам — 600 рублей в сутки. Согласитесь, неплохая бизнес-идея!

Резюме

Таким образом за сезон, который на юге России, например, длится 8 месяцев, вполне реально окупить инвестиции в проект. Да, есть ряд трудностей — начиная от согласований с администрациями населенных пунктов и заканчивая казусами с вандалами, о которых мы упоминали в начале статьи. Однако в целом проект способен выходить на довольно быстрый период окупаемости, до сих пор не имея конкурентов во многих крупных городах России.

В качестве конкурентов можно рассмотреть традиционные форматы классического проката велотехники — которые не используют приложение, а состоят из более привычных для клиентов пунктов выдачи велосипедов с сотрудниками. На мой взгляд, проекты по прокату велосипедов и велошерингу немного отличаются друг от друга.

Если велошеринг больше ориентирован на простое перемещение пользователей по городу и рассматривается скорее как альтернатива городскому транспорту, то классический велопрокат  — скорее элемент активного отдыха. В традиционных прокатных конторах и линейка велосипедов более разнообразная, и сервис другой — однако и ценники получаются выше.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
19.03.2020

Все материалы по тегу: велошеринг

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: