Как открыть частный цирк

Как открыть частный цирк

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Общий обзор циркового бизнеса

На сегодняшний день в России существует всего один крупный негосударственный цирк - знаменитый цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве. Это крупное коммерческое предприятие, приносящее огромный доход: одних только налогов с него взимается не менее $750000 в год.

Существуют, конечно, и другие частные цирки, размером поменьше, как правило, не имеющие собственных (особенно таких крупных) помещений и гастролирующие по всей стране. Разумеется, доходность такого цирка на порядок меньше, однако и пропорциональны ей и затраты.

Однако, в настоящее время в нашей стране существует немного экземпляров частных цирков, и нельзя говорить ни о какой наполненности рынка.

Открытие частного цирка, с учетом вышеприведенных факторов, может стать весьма прибыльным бизнесом при грамотной организации дела. Причем для человека творческого и активного это дело может стать не только работой, но и способом самореализации.

Что нужно для создания собственного цирка?

Прежде всего следует определиться, какой из двух разновидностей будет создаваемый вами цирк - стационарный или нестационарный. Стационарный, или обычный цирк функционирует в собственном помещении.

Оно должно быть достаточно вместительным - ведь кроме собственно арены 700-метровой площади требуется место для размещения не менее 500 зрителей, а лучше - 1000.

Само собой, арена (манеж) должна бать строго 30-метровой в диаметре - это стандартный размер, принятый во всем мире. Кроме того, цирк должен быть оборудован всеми возможными специальными приспособлениями - полусферическим куполом, противопожарными объектами, защитными конструкциями, клетками для животных (если, конечно, номера с животными предусмотрены программой и цирковой политикой), буфетом, рекреационными площадями гримерными помещениями и многим другим.



Общая площадь здания, полностью оборудованного и приспособленного под открытие цирка стремится примерно к 10-12 тыс. кв. метров. Его постройка и оборудование обойдется не в такие большие по сравнению с доходностью суммы - всего порядка нескольких миллионов долларов.

Конечно, не у всех начинающих бизнесменов могут оказаться в наличии такие средства. Поэтому в таком случае придется остановиться на втором варианте - нестационарном цирке, или, как его еще называют шапито. Он не нуждается в возведении здания и представляет собой цирк на колесах.

Помещение цирка шапито - временная, сборно-разборная конструкция, возводящаяся посредством нескольких высоких стоек-мачт, на которые натягивается брезентовый полог. Таким образом, получается большой шатер, способный вместить несколько сотен зрителей, внутри которого сконструирована стандартная 30-метровая арена.

Стоимость такой конструкции относительно невелика - до $1000000, но работает цирк-шапито только в теплый сезон.

Кроме того, существует еще один вариант передвижного цирка - нестационарный сборный манеж, поверх которого натягивается тент от дождя и солнца.

Разумеется, сезон работы такого цирка еще более ограничен. Однако этот конструкт обойдется всего в сотни тысяч долларов.

Выбор жанра и основные направления работы цирка

Успех в цирковом мастерстве заключается в разнообразии номеров. В наши дни наиболее востребованными жанрами циркового искусства являются клоунада, фокусы (престидижитация или манипуляции, иллюзионизм и т.п.), пантомима, музыкальная эксцентрика, акробатика, эквилибристика и номера с дрессированными животными.

Разумеется, охватить весь спектр номеров в одном цирке, а особенно в шапито, невозможно. Главное - найти собственную нишу и комбинировать два-три жанра по одной или две репризы за одну программу (спектакль).

Каждая реприза должна разделяться с другой короткой интермедией - номером, не требующем технической подготовки арены. Интермедия может быть комедийной или танцевальной (хотя иногда встречаются и другие типы), но и при этом не быть частью номера, и, как правило, не иметь никакого отношения к смыслу всего спектакля.

Главным или, как минимум, одним из главных номеров программы может стать клоунада. Это один из наиболее старых и эффектных жанров, способный "вытянуть" на себе весь спектакль. Часто именно с клоунадой ассоциируется сам цирк, его атмосфера.

Не менее важной частью циркового представления является показ фокусов. Фокусы подразделяются на два типа: престидижитационные (манипуляционные), т.е. основанные на пресловутой "ловкости рук" и иллюзионные, требующие специальных технических приспособлений.

Пантомима идеально подходит для не очень длинных, но концептуально важных в смысле общей канвы и идеи представления номеров, служащих связующим звеном между последующей и предыдущей репризой.

Музыкальную эксцентрику можно считать разновидностью клоунады, только обычно такие номера достаточно коротки, поэтому их рационально использовать в интермедиях.

Эквилибристика, акробатика и жонглирование - жанры, подходящие как для интермедий, так и для самостоятельных номеров. Каждый из них может стать визитной карточкой цирка и его "изюминкой".

Конечно, основным номером может стать выступление с участием дрессированных животных. Пожалуй, именно дрессура, наравне с клоунадой, может быть основным номером спектакля. Ингода эти жанры объединяются - т.е. клоуны выступают с дрессированными собаками, кошками и другими животными. Но есть повод задуматься о моральной, и, если можно так выразиться, трендовой стороне таких номеров.

Известно, что в наше время все большую популярность набирают цирки (в основном именно частные), которые не используют животных в своих программах. Ярким примером такой политики может служить канадский Cirque du Soleil (фр. "Цирк Солнца"), кстати, с годовым оборотом в $600 млн. На самом деле, вовсе необязательно использовать животных для привлечения зрителей.

Кроме того, это сможет стать "фишкой" именно вашего цирка, но одним из наиболее положительых факторов является уважение со стороны организаций, занимающихся защитой животных вкупе с немалым сокращением расходов на их (животных) содержание.

Еще один фактор, который, возможно, повлияет на ваш выбор: если в планах бизнеса есть выступления за пределами страны, то нужно знать, что в большинстве стран (по крайней мере, европейских и североамериканских) выступления с животными категорически запрещены и даже могут приравниваться к жестокому обращению с ними.

Кадровая политика частного цирка

Хотя вопрос подбора кадров в шоу-бизнесе вообще является достаточно сложным и трудно решаемым, к цирковому искусству это почти не относится. Конечно, как и в других областях начинающему цирку трудно найти артистов "с именем", смотреть на которых люди будут приходить в любой цирк. Но это не беда - во-первых, с ростом доходности вашего цирка появятся и профи - ведь, как известно, лучшие артисты уходят туда, где больше предложат. А для начала, так как в основном в цирк требуются молодые и энергичные люди, можно набрать и штат начинающих артистов и даже хорошо подготовленных непрофессионалов.

В данном случае главное - заработать себе имя и вместе с ним высокие прибыли. Для начала можно предложить артистам небольшую заработную плату: порядка 25-30 долларов за спектакль. Когда дело пойдет в гору, вы сможете зарабатывать и на "звездах" требующих даже и 100 тысяч долларов в год.

Раскрутка и окупаемость цирка

На самом деле, у частного цирка, если дело поставлено грамотно, есть все шансы окупиться очень быстро. Дело в том, что общий тренд (не только циркового бизнеса, но экономики в глобальном смысле этого слова, а сферы услуг, развлечений и т.п. - особенно) таков, что для удовлетворения все более требовательного и взыскательного потребителя (в нашем случае, зрителя) требуется открытие именно небольших предприятий, более чутко реагирующих на потребительские запросы.

Классическим примером могут служить зарубежные мини-рестораны семейного типа всего на 4-5 столов, еда в которых намного качественнее и вкуснее любого массового общепита и многие другие "семейные" предприятия - пекарни, парикмахерские, мини-маркеты и т.д.

Поэтому небольшой цирк-шапито как нельзя лучше удовлетворяет существующему тренду.

Что касается именно раскрутки, пиара бизнеса, то следует сделать упор на телевизионную рекламу - ни печатная, ни интернет-реклама не дает такого эффекта. Не стоит, однако, забывать и про обычные афиши и т.п. средства - они проверены временем и обычно действуют безотказно.

Относительно ценовой билетной политики, можно привести лишь примерную статистику, т.к. в нашей стране цены на билеты в цирк обратно пропорциональны расстоянию до Москвы. Но, в общем и целом, цена в 120-150 рублей в небольших городках, вдвое больше - в городах покрупней, втрое больше - в городах-миллионщиках и в 5-6 раз больше в Москве и Санкт-Петербурге вполне нормальна и позволяет окупить расходы и нивелировать разницу. За рубежом (естественно, в странах Западной Европы, Центральной Европы и Скандинавии) нормальной ценой билета считается в среднем 30-40 евро.

Так что при хорошем расчете цирковой бизнес может окупиться в самый минимальный срок.

Елена Андрианова
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

Все материалы по тегу: цирк

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: