Свой бизнес: организация курсов актерского мастерства
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
350 000 ₽
292 000 ₽
120 000 ₽
2-3 месяца
Курсы актерского мастерства и применяемые на них методики обучения полезны не только будущим актерам, но и всем, кто работает с людьми. Узнаем, как можно вести бизнес в этой нише.
Курсы актерского мастерства помогают людям раскрывать свою творческую натуру, развивать навыки общения и работы с аудиторией, более искусно владеть речью, голосом, телом, движениями и мимикой. Ценность и нужность тех людей, которые готовы всему этому научить (и научить хорошо и профессионально) - трудно переоценить. Главное - сделать достойное, качественное предложение и адресовать его тем, кому это действительно надо.
Организация курсов актерского мастерства может стать отличным источником как основного, так или дополнительного дохода и принести не только финансовую отдачу, но и огромную пользу людям из совершенно различных сфер деятельности. А масштабы бизнеса здесь могут быть любые: с формата курсов выходного дня можно развиться абсолютно до любого уровня. В конечном счете все зависит от вашего желания и степени готовности посвящать себя в это дело.
О плюсах и минусах: что радует, а что огорчает
Что является преимуществами и недостатками бизнеса - об этом лучше всего судить вам, ведь именно вы лучше всего знаете свои сильные и слабые стороны. А то, что для других является сложностью и препятствием, для вас может быть трамплином и наоборот. Поэтому приведенные ниже пункты в некотором роде относительны.
Плюсы и преимущества бизнеса на актерских курсах:
-
Невысокие вложения. На старте не потребуется ни дорогостоящее оборудование, как при открытии производства, ни вложения в закупку партий какого-то товара, как в рознице.
-
Простота входа. Если вы уже обладаете актерским мастерством и навыками преподавания, войти в бизнес относительно легко. Это и небольшие инвестиции, и простота организации, и довольно понятные бизнес-процессы, и быстрая окупаемость.
-
Обилие творчества/морального удовлетворения. Бизнес на актерских курсах подойдет не каждому. Совсем случайные люди, как в такси или в розничную торговлю, сюда обычно не приходят. Обычно это люди творческие, нацеленные на бизнес, который требует именно творческого подхода. Помимо прибыли они ищут в нем в том числе свою социальную миссию и творческую самореализацию - и естественно, находят их сполна.
-
Широкая аудитория. То, что преподают на курсах актерского мастерства (искусство общения и ораторского мастерства, владение голосом и телом, работа с вниманием, импровизацией) на практике нужно гораздо более широкой аудитории, чем самому профессиональному сообществу из мира театра и кино.
-
Большой выбор концепций. Даже если в вашем городе существует уже много актерских курсов, всегда есть возможность чем-то выделиться и создать уникальную авторскую программу, которой не будет ни у кого. Например, разработать новые методики, найти более узких и интересных специалистов в качестве преподавателей, двинуться в сторону создания своей труппы или дискуссионного клуба, совместить курсы с необычными видами деятельности и досуга.
Основные трудности бизнеса:
-
Зависимость от сотрудников и их умений. Без профессиональных сотрудников или хотя бы организаторских навыков по их привлечению и стимулированию качественные курсы не сделать. Знания и реальный опыт в этом деле первостепенны.
-
Постоянные вложения в рекламу. Один из основных рисков в этом деле - не набрать группу и остаться без средств к существованию. Причем, даже большое число заявок и надежды на сарафанное радио в итоге не всегда конвертируются в достаточное количество реальных клиентов, которые заплатят вам деньги.
-
Растущая конкуренция. В крупных городах стало появляться все больше школ актерского мастерства, курсов ораторского искусства, частных театральных школ, а ещё - организаций со смежным профилем, но тоже проводящих похожие по содержанию уроки и тренинги (развивающие клубы, клубы личностного роста, студии творчества). Также существуют некоммерческие организации и студенческие театры.
-
Сезонность спроса. Как и во всех образовательных видах деятельности, с мая по сентябрь здесь идет просадка из-за сезона отпусков и периода учебных каникул.
Целевая аудитория: кому это нужно и зачем
Курсы актерского мастерства имеют довольно широкую целевую аудиторию как касаемо сферы использования, так и возраста учеников. “Весь мир театр, а люди в нем актеры” - если верить этой фразе, то актерские курсы нужны либо никому, потому что уже итак актеры, либо всем, чтобы хотя бы быть актерами хорошими. Ну а если серьезно, аудиторией курсов актерского мастерства могут быть:
-
представители профессий, работающих с людьми. Это могут быть специалисты по продажам и работники колл-центров, журналисты и пиарщики, управленцы и кадровики, то есть все, кому нужно взаимодействовать с людьми по долгу службы и получать от них желаемый эффект.
-
студенты творческих специальностей. Актерские курсы могут быть полезны всем, кто учится по творческим специальностям, причем, не только студентам театральных вузов, будущим актерам и режиссерам, но и журналистами, специалистам по связям с общественностью и прочим.
-
сами актеры. Безусловно, это и сами актеры, уже имеющие какой-либо сценический опыт. Их могут интересовать продвинутые варианты курсов - например, у именитых опытных наставников, курсы с некой узкой специализацией, с помощью которых они смогут “прокачать” свои навыки.
-
дети и подростки. Здесь целевой аудиторией выступают скорее родители, которые и принимают решение о том, куда и кому на попечение отдавать своих детей, и они же платят за это деньги. Актерские курсы помогают детям развивать интеллект и кругозор, а еще это мощная подготовка к школе и дополнительный этап социализации ребенка в обществе. У детей, занимающихся на актерских курсах, быстрее развиваются коммуникативные навыки, они быстрее находят себя в обществе. В то же время с детьми бывает больше проблем. Например, малыши чаще болеют и пропускают занятия.
-
представители бизнеса/менеджеры. Актерские курсы могут полезны бизнесу как в чистом виде, так и в формате бизнес-тренингов с элементами актерских технологий. В бизнесе часто приходится иметь дело с людьми, вещать на большую аудиторию, стараясь овладеть её вниманием, вести жесткие переговоры с заказчиками и партнерами, выступать перед прессой, делать хорошую мину при плохой игре при общении с начальством и на деловых совещаниях. Поэтому компаниям как нельзя кстати будут уроки ораторского искусства, навыки уверенного и свободного поведения на сцене, различные актерские приемы по снятию зажимов. Ну и кроме того, такое мероприятие может стать отличным развлечением взамен банальным корпоративам за столом с поеданием блюд и распитием спиртного.
-
блогеры. Блогеры - это новая категория клиентов. Блогеры и желающие ими стать должны уверенно держать себя в кадре, быть яркими и запоминающимися личностями, которые и за словом в карман не полезут, и что угодно сымпровизировать смогут, и внимание публики в прямых эфирах удержат.
Приведенными выше категориями клиентура не исчерпывается, на деле она гораздо шире. В круг ваших клиентов могут попасть представители любых профессий, как работающие с людьми, так и нет. Например, это могут быть желающие круто повернуть свою жизнь и сменить профессию на ту, в которой потребуются новые навыки. Либо люди, находящиеся в поисках интересного досуга. В связи с этим целесообразно знать основные мотивы, боли и потребности клиентов, понимать их текущие жизненные задачи. Эти знания помогут в дальнейшем правильно настроить рекламу.
Основные запросы взрослых клиентов, приходящих на курсы актерского мастерства:
-
Получение профессии/поступление в вуз. Хочу обучиться, чтобы поступить на актера, хочу играть в театре/кино, хочу стать артистом/режиссером и т.д.
-
Получение конкретного навыка или навыков. Хочу овладеть конкретным навыком (ораторское искусство, ведение переговоров и т.п.) необходимым мне по работе, для карьерного роста и повышения скилла, чтобы чувствовать себя увереннее в обществе и т.д.
-
Личностный рост в целом. Хочу саморазвития, получить толчок к личностному росту, хочу измениться к лучшему.
-
Расширение круга общения/поиск знакомств. Хочу больше общаться, завести новых друзей и единомышленников, обрести полезные связи, найти свою вторую половинку.
-
Поиск досуга/развлечений. Хочу веселья, развлечений, эмоций, красок, небанальный способ проводить вечера.
При обращении к целевой аудитории через рекламные объявления и на сайте нужно отзеркалить не только запросы, но и боли, то есть показать текущее состояние клиента, которое он хочет изменить.
Часто используемые примеры:
-
вы чувствуете в себе огромную творческую энергию, но не даете ей реализоваться из-за внутренних барьеров и зажимов;
-
вы привыкли проживать события внутри, а при коммуникации с людьми словно сдерживаете себя и слабо эмоциональны;
-
вы ощущаете, что теряетесь при необходимости выступать на публике, испытываете страх и мандраж в ожидании и во время публичных выступлений;
-
вы понимаете, что для продвижения по карьерной лестнице вам нужно выйти из зоны комфорта, стать более яркой, сильной и харизматичной личностью и быть увереннее в себе.
Также не забудьте и снять страхи клиентов по поводу самого обучения. Допустим, если курсы проводятся для новичков, укажите, что для участия не требуются актерские навыки, обучение начинается с нуля с самых азов, что оно будет вестись не для профессионалов, а для простых смертных.
Учитывайте, что для детских школ подход потребуется совершенно иной. Здесь обрабатывать предстоит не детей, а их родителей. Чтобы построить убедительные посылы, нужно ответить на вопрос, зачем они хотят отдать своих детей на актерские курсы и какой результат они видят по итогу.
Концепция и формат обучения
Ситуация с количеством конкурентов меняется, потребитель становится более требовательным и искушенным, а выходить с чем попало на рынок уже нельзя. Поэтому нужно разработать и предложить интересный и новый продукт, сделать уникальное торговое предложение. Ниже мы привели перечень из 13 вопросов, ответы на которые помогут вам лучше определиться с выбором формата и концепции курсов.
1. Вы планируете работать в партнерстве или самостоятельно? Бизнес может быть либо дополнением к уже существующим школам, либо работать как независимая единица.
2. Ваш проект для всех или не для всех? Аудитория проекта может быть широкой, а может быть специализированной - например, профессиональные курсы для актеров, курсы только для малышей-дошкольников, курсы для предпринимателей и прочие варианты. Иными словами, будут ли у вас какие-то стартовые требования к ученикам - к их опыту, образованию, или вы будете принимать даже новичков? То же самое касается и ценовой политики - она может быть демократичной, либо с ее помощью можно производить некий отсев аудитории, охватывая премиальных клиентов.
3. Какие направления вы хотите охватить? Актерские курсы - под этим можно понимать очень многое, а темы дробить до бесконечности. Но все же, основные дисциплины - это основы режиссуры и актерского мастерства, сценическая речь и ораторское искусство, хореография, грим и пластика. Но на практике часто отдельно выделяются и другие направления, например, психология и коучинг.
4. Вы планируете проводить занятия офлайн или онлайн? Чаще всего предпочтение отдается первому, так как в актерском искусстве важно живое присутствие и непосредственное взаимодействие с людьми. Однако в связи с развитием способов видеосвязи и ограничениями из-за пандемии онлайн-формат приобретает все большую популярность. Ведь заниматься можно дистанционно и не выходя из дома. И, если речь идет о готовых видеокурсах-самоучителях, - в любое удобное время.
5. Вы будете использовать авторские методики или заимствованные? В первом случае упор делается на личность организатора школы и его имя, во втором (как вариант) - на общепризнанность в стране/мире/за рубежом, популярность метода.
6. Что будет являться конечным результатом обучения? Вы можете готовить студентов для поступления в конкретный вуз или гарантировать трудоустройство к определенному работодателю-партнёру. Вы можете выдавать официальные дипломы о получении образования или документы о повышении квалификации, либо вручать собственные сертификаты о прохождении обучения.
7. Какова будет непосредственно ваша роль в проекте? Очень многое зависит от роли самого предпринимателя. Он может быть сам и преподавателям и автором курса, может быть администратором и решать оргвопросы, может заниматься продажами, либо являться инвестором-нанимателем.
8. У вас будут постоянные или временные преподаватели? Вы можете выбрать формат классической школы с постоянными наставниками в штате, а можете организовывать курсы, мастер-классы и творческие встречи каждый раз с новыми лицами и звездами эстрады.
9. Вы будете проводить разовые мероприятия, экспресс-курсы, длительные курсы или совмещать два или несколько форматов? Длительность занятий бывает совершенно разной. Кто-то ограничивается уроками выходного дня или делает сжатые по времени интенсивы, нацеленные дать много за минимальное время. Другие ведут курсы длиной с учебный год с последовательным освоением программы.
10. Ваши курсы будут больше про досуг и развлечение, либо про образование? Нет хорошего и плохого ответа - потребности у людей есть разные, а акценты расставляете вы сами.
11. Будут ли в вашем проекте дополнительные активности? Возможно, установленный перечень направлений вы решите расширить постановкой своих спектаклей, проведением фестивалей детского творчества, организацией квестов и квизов, интерактивных экскурсий, приглашением известных личностей на дискуссионные вечера и кружками танцев. Здесь, конечно, важно соотносить желания с возможностями и не сильно распыляться.
12. Какими методами вы будете проверять усвоенные знания? Это могут быть домашние задания с выставлением оценок, регулярное тестирование, экзаменационные постановки в конце курса с приглашением зрителей, участие в краевых, федеральных и международных конкурсах и т.д.
13. В какую сторону ваш проект планирует развиваться? Одни предприниматели хотят стать кузницей кадров для самых известных театров страны или регулярно поставлять своих учеников на съемки крупных телепроектов. Другие держат в уме собственный театр, в котором будут выступать лишь собственные воспитанники. Третьи хотят стать крупнейшей театральной академией и открыть множество филиалов своей школы в крупных и мелких городах страны. Четвертые мечтаю превратиться в некий престижный закрытый клуб для избранных, где обучение будет проводиться практически индивидуально и за цену в десятки раз выше средней по рынку. Концепции развития могут быть разными и то, куда вы двигаетесь (пусть даже бессознательно) будет влиять на всю вашу деятельность.
В целом можно отметить, что актерские школы - это своеобразное поле для экспериментов. Сюда отлично вписываются любые необычные техники и новые веяния, а на занятия приглашаются личности с необычным амплуа: музыкальные терапевты, игропрактики, гештальт-терапевты, мотивационные ораторы и другие специалисты.
Помещение и расположение
Для проведения курсов актерского мастерства вам нужно арендовать помещение. Если вы находитесь в городе, особенно в крупном, то первым делом рассмотрите готовые варианты. Очень много бизнесов имеют в своем распоряжении различные учебные залы и сцены, некоторые из которых простаивают без дела, а руководство заведения может легко пойти на сотрудничество и предоставить вам выгодные условия по аренде.
Это могут быть:
-
тренинговые центры. Помещения, в которых проводятся тренинги и учебные курсы по чему угодно. Обычно там есть и столы со стульями, и магнитно-маркерные доски с проекторами и прочее.
-
мини-театры, мини-кинотеатры. Удобны наличием зрительных мест и сцены.
-
коворкинги, антикафе. Как правило, располагают удобными местами для проведения массовых мероприятий, лекций и мастер-классов. Плюс бывает и техническое оборудование.
-
конференц-залы, переговорные - могут сдаваться в различных деловых и бизнес-центрах;
-
летние сцены - в парках, при детских лагерях, на базах отдыха - их тоже можно использовать как для занятий, так и для выступлений. Правда, только в теплое время года.
-
досуговые центры и творческие клубы, где обычно проводятся различные кружки и секции по интересам;
-
ночные клубы, рестораны - днем они обычно закрыты, а открываются вечером, что может быть вам на руку. В таких заведениях есть и столы со стульями, и танцполы, и нередко звуковое и световое оборудование.
-
образовательные учреждения - школы, вузы и колледжи с их учебными и актовыми залами.
-
специализированные репетиционные точки. Помимо самого зала репетиционные точки также часто оборудуют всем необходимым для репетиций спектаклей, включая кабинки для переодевания, звуковое и световое оборудование, компьютерную технику и т.д.
Расположение. Желательно располагаться либо в центре города - чтобы ученикам было одинаково удобно добираться из разных районов города, либо в центре крупных спальных районов. На выбор локации также влияет целевая аудитория - для взрослой и деловой аудитории лучше подойдет первый вариант. А вот в случае работы с детьми - второй, чтобы родителям было удобнее водить детей на занятия, не преодолевая при этом гигантские расстояния. Находится на красной линии домов вашей студии необязательно, но и в лабиринты дворов не стоит чересчур забираться. Также неплохо, если рядом будет находиться остановка общественного транспорта.
Площадь помещения. Выбранное вами помещение должно иметь такую площадь, чтобы в нем могли свободно себя чувствовать 10-15 человек.
Требования. Серьезных требований к помещению нет. Главное, чтобы в нем было комфортно участникам, чтобы имелось отопление, освещение, если южный регион - кондиционирование, чтобы в самом помещении или непосредственной близости от него имелся чистый санузел. Пожалуй, единственным отличительным требованием можно назвать звукоизоляцию - на курсах актерского мастерства участникам нередко приходится кричать, выполняя упражнения или отыгрывая свою роль, или работать под музыку. Так что будет хорошо, чтобы вы никому не мешали.
Оборудование и инвентарь
Оборудование - это вопрос далеко не первой важности, однако его тоже предстоить решать. Как минимум, вам понадобятся стулья, чтобы рассадить учеников, и зеркала, с помощью которых будут отрабатываться мимика и эмоции. Обычно на старте организаторы курса могут не иметь даже их, а все необходимое арендовать вместе с площадкой для репетиций. Вместе с залом можно получить в аренду световое и звуковое оборудование, проекционные и led-экраны и так далее. Если же вы планируете ставить свои спектакли, встанет вопрос и о декорациях и создании сценических образов с костюмами.
Распространенная ошибка, которую допускают начинающие предприниматели - излишние траты на оснащение. Понятно, что хочется иметь все своё. Но, как говорится, сначала стоит научиться зарабатывать деньги, а потратить их вы всегда успеете.
Поскольку ваша работа построена на общении с людьми, помочь с подбором необходимого вам должны помочь связи. Обзаведитесь разнообразными полезными знакомствами - с пунктами проката мебели и звукового оборудования, чтобы не покупать их самим, подружитесь с фотографами и видеографами, вместо того, чтобы тратиться на штатную технику. Если работаете с детьми, то важно вести общение и с родителями, которые могут помогать с арендой и покупкой костюмов и декораций. Чтобы добиться желаемого порой как раз и стоит применить то, чему вы учите своих подопечных - актерское мастерство, ораторское искусство, мастерство ведение переговоров и так далее.
Регламент: состав групп, длина курсов
Курсы краткосрочные или долгосрочные. У актерских курсов может быть различная длительность. Курсы классического формата длятся от полугода до девяти месяцев, то есть полный учебный год. Такие курсы вам следует вести, если вы готовите своих учеников для поступления в театральные вузы, а в конце, возможно, серьезно их экзаменуете, выдаете дипломы о профессиональной переподготовке или повышении квалификации. Минусы длительных курсов в том, что по ходу обучения у учеников постепенно теряется запал, падает посещаемость, кто-то бросает учебу посреди курса. Поэтому с точки зрения прибыльности существуют определенные риски, которые решаются за счет скидок за полную оплату курса. Курсы краткосрочные длятся от нескольких дней интенсивной работы до трех-четырех месяцев. Обычно они более четко направлены, посвящены отдельным направлениям актерского мастерства и предназначены для более широкой аудитории, а не только для тех, кто решил связать свою жизнь со сценой.
Количество групп. Вы можете одновременно вести не один, а одновременно два или даже несколько групп или потоков. В таком случае потребуется выбрать подходящее расписание, организовав несколько смен в разные дни недели и в разные часы. Кому-то удобнее может быть посещать занятия утром и днем, а кому-то вечером, ведь графики работы и учебы у всех разные.
Количество человек в группе. Оптимальное число - это 10-15 человек. При большем количестве участников кто-то будет выпадать, а времени и внимания ведущего на каждого не хватит. В то же время при меньшем количестве участников повышаются финансовые риски - занятия могут стать нерентабельными. Один человек ушёл, другой - уехал, еще двое в больнице и пропустили месяц оплаты, и вот вы уже ведете занятия без прибыли и “за еду”. При наборе групп всегда закладывайте “отказников” - практика показывает, что к концу курса доходят порядка 60% учеников, а остаются те, кому действительно хочется учиться.
Возраст участников. Актерские курсы могут проводится для людей возрастом от 4 лет и без верхнего предела. Со взрослыми в каком-то смысле проще, деление групп по возрасту здесь не столь важно, как в случае с детьми и подростками, где влияет фактор развития ребенка. Группы детей обычно объединяют по следующим группам: дошкольники и малыши 4-6 лет, дети начальных классов 7-9 лет, подростки 10-14 лет.
Продолжительность и частота уроков. Обычно один урок/мастер-класс длится около 2-3 часов. Но занятия проводятся не каждый день, а обычно 2-3 раза в неделю, то есть от 16 до 36 часов в месяц.
Наставники и ко
Роль сотрудников для студий актерского мастерства переоценить трудно. О многом может рассказать тот факт, что некоторые школы называются именем преподавателя - заслуженного (или не очень) артиста или известного режиссера. Впрочем, есть и другой вид школ, где занятия ведут едва окончившие вуз студенты актерских училищ, выпускники педвузов и психологи без практики.
Требования к наставникам понятны - опыт работы и профессиональные навыки, желательны достижения и яркие моменты в биографии, личный бренд, на который пойдут люди.
Но так же стоит помнить, что даже человек с большим опытом театра или кино и широким перечнем заслуг - это не всегда хороший педагог, умеющий грамотно доносить мысли и находить подход к людям со всеми их характерами и сиюминутными настроениями. А мотивом для сотрудничества с вашей школой у “звезды” вполне может быть не желание работать и обучать, а стремление весело проводить время, чувствовать себя важным и играть на публику, вещая свободным ушам о своих “подвигах”. Поэтому ко всем кандидатам нужно подходить с одинаково высоким уровнем требований. Большим преимуществом будет опыт преподавателя и наставника, коуча.
Особые требования есть при работе с детьми и подростками - с ними умеет обходиться не каждый. Тут важно умение чувствовать подрастающее поколение и знать его боли и потребности. Поэтому эффективнее длительного опыта работы и регалий может оказаться молодой возраст наставника.
Подбор других преподавателей зависит от выбранной вами концепции. Это могут быть психологи и бизнес-тренеры, хореографы, режиссеры-постановщики - если собираетесь ставить свои спектакли. В разнообразии специалистов есть свои плюсы - можно набирать больше студентов, обучение проводится более всесторонне, а вы не так зависимы от некого одного человека с именем. Который может заболеть или уйти из проекта, вместе с собой забрав и имя, и клиентуру.
В этом случае ваша задача - дать каждому качественно делать свою работу. Режиссер качественнее всех проведет уроки актерского мастерства. Психолог поможет качественно устранить внутренние барьеры и зажимы. Логопед - улучшит речь и дикцию.
Даже если вы планируете преподавать самостоятельно, приглашая людей к себе на авторские курсы через соцсети и не сотрудничать с другими преподавателями, то со временем и по мере роста спроса быстро поймете, что в одиночку охватить все прочие организационные вопросы будет достаточно трудно. Как минимум - стоит позаботиться о поиске хорошего бизнес-партнера, который возьмет часть обязанностей на себя.
В качестве дополнительного персонала вам могут понадобится:
-
Администратор. На него будут возложены технические обязанности: переговоры с клиентами, составление расписания, вопросы оплаты и скидок, вопросы по поводу аренды зала и так далее.
-
Специалист по продажам. На отдельную должность можно нанять человека, который будет отвечать на заявки и звонки, совершать обзвоны, делать рекламные рассылки и коммерческие предложения и так далее.
-
SMM-менеджер. Человек, который будет продвигать вас в соцсетях и наполнять их контентом, который в идеале генерируется не для галочки, а для привлечения новых клиентов и приглашения старых учеников на новые курсы.
-
Бухгалтер. Если вопросом бухгалтерии вы не ведаете, бухгалтерские обязанности лучше переложить на отдельного специалиста.
Что касается вариантов трудоустройства, то, скорее всего, на всех официальной работы не хватит. Поэтому по трудовому договору зачастую нанимают лишь преподавателей. Формы оплаты труда могут быть разные - процент, оклад, оклад+процент от продаж (для специалистов отдела продаж), почасовая и позадачная и оплата и другие сдельные варианты. На хороших педагогов лучше средств не жалеть - для них условия должны быть самые выгодные, чтобы они не ушли к конкурентам.
Как продвигать актерские курсы
Пока ваша студия еще развивается и не снискала лавры и всеобщее уважение, предстоит серьезно поработать над рекламой. В процессе продвижения вы можете использовать следующие каналы и методы:
-
Контекстная реклама. Просто создать красивый сайт с анонсами и расписанием и разместить на нем пестрые биографии педагогов недостаточно - нужно сделать так, чтобы на него шли заявки, и чтобы он приносит деньги. За продвижением в поисковых системах нужно обратиться к специалистам по контекстной рекламе. Они проведут анализ семантического ядра и обеспечат рост потока заявок на сайт, которые вам предстоит обработать. Процесс этот не единоразовый - возможно, придется тестировать различные подходы, перебирать ключевые фразы, не раз меняя рекламные посылы для объявлений (под различные запросы и категории клиентов), анализировать стратегии сайтов-конкурентов.
-
Реклама в соцсетях. Здесь практически обязательны собственные аккаунты, в которых будут выкладываться фотоотчеты, анонсы и расписания, а также можно рекламироваться всеми теми методами, которые предлагает данная соцсеть. То есть платные посты, таргетинг, контекст и прочее. А еще можно размещать рекламу в популярных городских пабликах.
-
Раздаточная реклама - флаера, листовки, скидочные купоны и так далее. Раздаются в местах скопления вашей целевой аудитории. То есть если речь о привлечении детей - в детских садах и школах (например, родителям во время родительских собраний, можно вместе с устной презентацией), есль речь о молодежи - в вузах, если собираетесь работать с офисными работниками - в центре города и возле деловых кварталов.
-
Расклейка объявлений. Объявления можно расклеивать на остановках, размещать в лифтах домов, на досках в подъездах многоэтажках, делать разнос по почтовым ящикам. Вариант традиционный, но иногда неплохо работает.
-
Реклама в СМИ. Используйте популярные городские СМИ с широким охватом вашей целевой аудитории. Это может быть радио, городской портал или крупный паблик в соцсетях. А чтобы люди не только увидели, но и прочитали вашу рекламу, можете пригласить на свои курсы корреспондента. Пусть напишет или снимет репортаж в формате “проверено на себе”.
Главная ваша задача - запустить мощное сарафанное радио, снизив тем самым затраты на привлечение клиентов. Конечно, делается это в первую очередь благодаря качеству работы и профессионализму наставников.
Еще несколько полезных советов:
-
Начинайте рекламную кампанию до старта проекта. Так вы сможете обеспечить стартовый поток клиентов на первые занятия и быстрее окупить вложения.
-
Делайте первое пробное занятие бесплатным. Человеку сложно принимать решение об оплате услуг до того, как он что-то получил и узнал вживую. Поэтому первые занятия в актерских школах ознакомительные. На них потенциальные клиенты знакомятся с преподавателями и друг с другом. Обычно на такие занятия людей приходит больше всего, но сильно пугаться количеству не стоит. Естественно, кто-то придет из любопытства, кто-то - за компанию, а кто-то не станет записываться, потому что “не так себе все представлял”. Так что при платных занятиях состав будет более узким.
-
Собирайте отзывы. Просите людей оставлять отзывы о вашей школе на сайте и в социальных сетях, записывайте их на видео, скриньте в мессенджерах. Чем больше хороших отзывов у вас будет, тем лучше. Отзывы - это реальные истории и опыт людей, которые разнопланово попадут в боли других похожих на них людей.
-
Работайте над визуалом. Наймите профессионального фотографа или оператора - регулярно выкладывайте фотоотчеты и нарезки видео с ваших занятий. Люди должны видеть качественную и привлекательную картинку. К тому же эти материалы можно будет использовать и для рекламы в интернете, и в печатном виде для транспарантов, флаеров и буклетов.
-
Совершенствуйтесь. Оттачивайте программу обучения - убирайте лишнее, добавляйте новое, следите за деятельностью конкурентов, тестируйте и воплощайте свои новые гипотезы, совершайте ошибки и исправляйте их. Под лежачий камень вода не течет.
Регистрация
Чтобы вести бизнес официально с целью извлечения прибыли, следует зарегистрировать ИП или ООО. В качестве кодов ОКВЭД могут подойти:
-
85.41.2 Образование в области культуры.
-
90.01 Деятельность в области исполнительских искусств
-
85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
Если вы не планируете выдавать документы государственного образца, дипломы об образовании, вести деятельность по образовательной программе, дополнительно получать образовательную лицензию вам не нужно.
В качестве формы налогообложения обычно выбирается так называемая “упрощенка”, где объектом налогообложения является либо доход по ставке 6% (УСН 6%), либо доход, уменьшенный на величину расходов по ставке 15% (УСН 15%). Также можно выбрать патентную систему налогообложения (ПСН), то есть приобрести патент.
Считаем доходы и расходы
Вложения. Запуск курсов большого стартового капитала не потребует, начать можно с минимума. Предположим, что планируется нанять одного педагога, а обязанности второго педагога и администратора первое время лягут на плечи предпринимателя. Основные средства пойдут на аренду помещения и зарплату на первое время (в случае, если проект не выйдет на окупаемость сразу, нужна подушка безопасности) и рекламу. Обращаем внимание, что затраты на разработку учебной программы мы здесь не учитываем.
Стартовые вложения
Статья затрат |
Сумма, руб. |
---|---|
Зарплата наставника на первые 2 месяца |
140 000 |
Аренда на первые 2 месяца |
90 000 |
Оборудование (стулья, зеркала) |
60 000 |
Прочие расходы (оформление, транспорт, связь, бухгалтер) |
10 000 |
Создание сайта |
10 000 |
Рекламная кампания |
40 000 |
Итого: |
350 000 |
Стоимость занятий. На стоимости сказываются многие факторы. Своеобразными верхними ограничителями служат прайсы конкурентов и платежеспособность местных жителей. Уровень, ниже которого ставить цену нельзя - это себестоимость, то есть, как минимум, расходы на оплату труда преподавателей плюс аренда помещения. Есть еще и масса других факторов - продолжительность курсов, их тематика, степень уникальности и так далее. В регионах мастер-классы по актерскому мастерству могут стоить от 500-1000 рублей, в более крупных городах - от 1,5-2 тыс. рублей, месячные курсы от 1-1,5 тыс. рублей.
Выручка. Предположим, что месячный абонемент стоит 6,5 тыс. рублей. Вы одновременно ведете три потока по 15 человек в группе. Итого выходит, что в месяц вы будете иметь 292,5 тыс. рублей.
Текущие расходы. Из этих денег вы должны оплатить труд преподавателя (70 тыс.), аренду зала (45 тыс), также потратиться на рекламу и ведение соцсетей (20 тыс.), бухгалтерию (10 тыс.) и прочие расходы (связь, интернет, коммуналка - 5 тыс. рублей). Итого 150 тыс. рублей расходов.
Чистая прибыль. С учетом налогов чистая прибыль составит в районе 120-130 тыс. рублей.
Окупаемость. При таких условиях проект окупится в первые 2-3 месяца. А чтобы вернуть вложенное максимально быстро, нужно не прогадать с временем открытия школы и началом рекламной кампании. Ваша школа должна открыться еще в августе, чтобы успеть набрать учеников к новому учебному году. Учитывайте, что летом также можно продолжать работу и предложить клиентам летний формат занятий. Допустим, летнюю школу или летний лагерь для будущих актеров.
Автор книги "Прогулки по Ростовской области". Скачать на Литрес
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса