Торговля на Wildberries: мифы и реальность. Подводные камни бизнеса на маркетплейcе WB

Торговля на Wildberries: мифы и реальность. Подводные камни бизнеса на маркетплейcе WB

Друзья, только ленивый сейчас не рассказывает о чудесах заработка на маркетплейсах. Желающих научить любого зарабатывать миллиарды на Wildberries так много, что их в пору самих выделять в отдельную отрасль инфоцыганства. А потому мы решили несколько уравновесить весь этот сироп бочкой дегтя, который, оказывается, в этом бизнесе тоже есть.
Итак подводные камни торговли на маркетплейсе Wildberries, или о чем вам не расскажут инфоцыгане.

Сразу скажем, чтобы собрать всю эту информацию нам потребовалось всего 3 источника - хватило бы и одного, но мы не жалеем сил, чтобы собрать информацию для наших любимых читателей :).

Основной источник информации о реальной жизни преуспевающих селлеров — ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ WILDBERRIES в Telegram, куда поступает ежедневно ТЫСЯЧИ обращений «счастливых» предпринимателей, открывших для себя это Эльдорадо.

Проблем так много, что мы, наверное не будем пытаться их систематизировать — а просто вывалим на вас в случайном порядке.

Штрафы за габариты на WB

Начнем с главного хита декабря 2022 — астрономических штрафов, которые прилетели продавцам Wildberries за неверно указанные габариты товаров. Сами продавцы массово клянутся, что причиной этому является технический сбой у самой площадки, и все параметры товаров у них были заполнены верно.

Как результат — убытки у многих продавцов в сотни тысяч рублей.

После того, как разорившиеся предприниматели начали массово собираться в ополчение, штурмовать офис и скидываться на публикации в федеральных СМИ о проблеме — WB сообщили, что простят своим селлерам в этот раз нарушения, но, как показывает лавина гневных комментариев предпринимателей в официальном чате — вернули далеко не всем и не всё.







Проблемы с обмерами габаритов

А проблема с габаритами оказывается стоит, действительно, остро. Так как стоимость доставки товара рассчитывается от объема, некоторые предприниматели, чтобы сэкономить на доставке, начали занижать реальные габариты.



В результате Wildberries запустила контрольную проверку, и на пунктах выдачи заказов сотрудники перемерили полученные товары еще раз. За каждое расхождение товара с заявленными габаритами продавцы получали штраф 10 000 руб.

Результат? Убытки в сотни тысяч рублей — особенно у тех, у кого много товара.

Безуспешно продавцы пытаются доказать, что при отправке их аккуратно сложенный пуховик (или одеяло) занимали места в несколько раз меньше, чем после отказа покупателя — когда выпотрошенный товар был кое-как засунут в прорванный пакет, куда он более не помещался.








Штрафы Wildberries

Запредельные штрафы — это отдельная боль продавцов. Исчисляются они тысячами и десятками тысяч. Штрафуют за все. Актуальные размеры и поводы для штрафов ищите в договоре-оферте, которая, судя по гневным комментариям предпринимателей, меняется часто.

















Доставка товара

Отдельная статья убытков — штрафы за нарушение сроков отгрузки товаров (если вы торгуете по системе FBS – т.е. храните товар не на складе WB, а отвозите на отгрузку после заказа).

У продавца есть несколько дней на отгрузку товара. Потом штраф — до 35% от стоимости. Но, если вы думаете, что главное вовремя доставить на склад, то ошибаетесь — товар считается принятым не тогда, когда вы его отгрузил, а тогда, когда его пропикал сотрудник склада и положил на полочку. И здесь уже лотерея — успеет ваша коробка и сканер сотрудника, принимающего товар, встретиться до боя часов, или вам придет штраф за нарушение сроков поставки.

А то что он вам придет, можете не сомневаться. Некоторые предприниматели, чтобы не получить штраф, отгружают товар по несколько раз — как в примерах ниже.

И да, отменить заказ тоже не вариант — за это штраф 35% от стоимости товара.



Потери товара

А еще товары, которые вы отправили на склад, теряются. Как правило, теряется не вся партия — а ее часть. Иногда большая — иногда несколько позиций — как повезет. В основном товары все-таки находятся. Но не всегда. И не всегда быстро. А иногда вы можете ждать их очень и очень долго...



















Порча товара

А иногда товар портится. Причин тому может быть множество. Чаще всего — неаккуратность покупателей, реже — происки конкурентов или нерадивость сотрудников складов и ПВЗ. Чего только не происходит с товаром. Его рвут, мнут, ломают, вскрывают коробки и вытаскивают части.

Да что там портят — порой вместо нового товара продавца обратно едут старые ношенные вещи — за логистику которых (в оба конца) заплатит, разумеется, сам продавец. Если продавцу повезет — на этом путешествие испорченного товара закончится — и его отметят как брак.

Если же сотрудники Wildberries не обратят внимание на состояние товара и не сделают пометку о браке — то ваш (а может уже и не ваш) товар будет еще долго кататься к покупателям, плодя негативные отзывы и накручивая вам стоимость логистики.















Негативные отзывы на WB

Негативные отзывы - отдельная боль продавцов. Особенно обидно, когда низкие оценки связаны не с вашим товаром, а с долгой доставкой, хамством сотрудников ПВЗ, пересортицей на складе и ошибочными вложениями товаров, которые отправляли не вы.


Происки конкурентов

Битва конкурентов - это отдельная головная боль преуспевающих продавцов. На вас жалуются, у вас заказывают весь товар на корню, чтобы потом от него отказаться и уронить ваш рейтинг.

Одинаковые товары плодят создание одинаковых изображений, что приводит к блокировке товара до выяснения «кто прав». А выяснять, как вы понимаете, можно очень и очень долго...






Работа службы поддержки WB

Некоторые везунчики переписываются со службой поддержки месяцами, безуспешно пытаясь решить свой вопрос.





Замораживание выплат на WB

Да, это происходит. Довольно часто и массово, как показывают отзывы и актуальная ситуация. В первых числах января 2023 года, по итогам шквальных продаж высокого сезона и в преддверии выплат налогов, WB заблокировала выплаты на 3 недели огромному числу предпринимателей.

Основание? Подозрение в самовыкупах с последующими хвалебными отзывами!

А знаете что такое самовыкупы? Это тот самый хитрый лайфхак, как быстро поднять свой рейтинг на Wildberries, которому за немалые деньги учили все прошлые годы инфоцыгане. Другими словами, теперь за КАЖДЫЙ вскрытый факт самовыкупа (в прошлом!) предпринимателям прилетит огромный штраф в настоящем - а в WB штрафы кратны десяткам тысяч рублей!

И, если вы думаете, что самовыкуп сложно отследить, то ошибаетесь — у WB достаточно программистов, чтобы отследить и сверить IP-адреса всех покупателей и авторов отзывов за последние ГОДЫ.

А ведь самовыкупы использовались не только в искусственной накрутке рейтингов, но и в элементарной попытке завершить сотрудничество с Wildberries, забрав свой товар со склада. Дешевле было сделать 99% скидку и выкупить свой товар, чем очень долго переписываться со службой поддержки, продолжая оплачивать хранение товара на складе.









Сложности завершения сотрудничества с WB

Вы верно поняли: из бизнеса с Wildberries не так просто и очень накладно выйти, о чем свидетельствуют многочисленные сообщения в чате поддержки предпринимателей.









Проблемы регистрации на WB

Но и зайти в этот бизнес непросто. Теперь, чтобы стать продавцом на самом популярном маркетплейсе России, нужно заплатить безвозвратный взнос в размере 30 000 руб.

Но и это не гарантирует быстрого входа. Платежи уходят, а кабинеты не открываются. И многие предприниматели, закупившие товар к новому году, потеряли время высоких продаж на переписку со службой поддержки.







Подводя итоги

Можно ли зарабатывать на Wildberries? — Безусловно можно! Но не стоит кидаться в торговлю бездумно. Посидите недельку в чатах продавцов. Как мы уже писали, чтобы понять всю картину, достаточно одного чата — официального.

Решите, что вы будете делать, если подобная ситуация произойдет с вами? Хватит ли у вас оборотного капитала, чтобы продержаться в случае форсмажора?

Мы, например, решили, что не можем позволить себе такие риски, и продаем свои наборы «1000 идей» помимо своего онлайн-магазина только через OZON и Яндекс-маркет.

Разумеется, наши обороты на Wildberries были бы в разы выше, но, как мы посчитали, при этом и затрат/потерь/нервотрепки мы бы получили на порядок больше. Так что в нашем случае с дорогим, небольшим и требующим аккуратного обращения товаром выходить на этот маркетплейс просто глупо.

А вот, например, наш хороший знакомый сам производит товар, себестоимость которого всего 10 рублей, а цена 150 руб. И он не сильно печалится, если товар теряют или ломают. Тем более, что отказываются от этого товара редко (глупо заплатить 100 рублей за отказ от товара стоимостью 150 руб.). Так и живет он на больших оборотах, которые обеспечивает ему WB, зарабатывая примерно 50 руб с товара стоимостью 150 рублей :). Миллионером он, конечно, не стал, но свои 50 000 руб. в месяц стабильно имеет. Так что, когда вас обещают научить зарабатывать миллионы на маркетплейсах, десять раз подумайте, почему чудо-гуру тратит деньги на рекламу своих курсов, а не вкладывает их в новые товары, для того чтобы заработать еще больше миллионов на Wildberries?

Татьяна Никитина,
Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
09.01.2023

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: