Бизнес на аренде спецтехники: насколько оправданы риски

Бизнес на аренде спецтехники: насколько оправданы риски

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

8 200 000 ₽

Стартовые вложения (3 вида техники)

840 000 ₽

Выручка

290 000 ₽

Чистая прибыль

30 мес.

Срок окупаемости

Несмотря на высокие затраты на начальном этапе, при должном подходе бизнес на сдаче в аренду спецтехники способен выйти на порог окупаемости довольно быстро. В этой статье - о ключевых моментах данной ниши автобизнеса.

Плюсы и минусы бизнес-проекта по аренде спецтехники

Первое, о чем необходимо помнить, планируя открытие бизнеса в этой нише — существенные объемы инвестиций. Для формирования даже относительно небольшого парка спецтехники понадобится сумма с шестью, а то и семью нулями. Например, стоимость ходовой модели экскаватора-погрузчика CAT 434F2 составит минимум 7 100 000 рублей. Гусеничный экскаватор той же марки обойдется в 8 450 000 рублей. Прайс-лист на грейдер 922-ой модели начинается с отметки в 10 500 000 рублей.

Если же вы решили закупать собственную технику, то для снижения порога инвестиций мы рекомендуем обратить внимание на рынок подержанной техники с наработкой. Например, фронтальный погрузчик JCB можно взять уже за 4 000 000 рублей, а «катовский» грейдер с наработкой порядка 7000 часов оценивается в 7 000 000 рублей. 

Таким образом, выбирая уже эксплуатировавшиеся ранее экземпляры, вы сэкономите от 30 до 50 процентов от первоначальной стоимости техники у дилера. 

Широкий ассортимент позиций спецтехники, которую вы сможете предложить, крайне важен заказчику. Крупному клиенту из сегмента B2B нет смысла арендовать грейдер у одной компании, а самосвалы у другой. Как правило, представители этой ниши, занимающиеся арендой спецтехники не первый год, имеют в своем арсенале следующие наименования:

  • Автовышка;

  • Автогрейдер;

  • Автокран;

  • Асфальтоукладчик;

  • Бульдозер;

  • Бетононасос;

  • Виброкаток;

  • Гидромолот;

  • Манипулятор;

  • Самосвал;

  • Трал.

Второй минус бизнес-проекта заключается в том, что спецтехника должна постоянно находиться в работе, иначе бизнес попросту окажется нерентабельным. Вполне вероятно, что в первое время с этим могут возникнуть сложности, а потому сразу укомплектовывать свой парк многочисленными вариантами ДСТ смысла нет — попросту заморозите деньги, а при худшем сценарии и вовсе не сможете покрыть стоимость лизинговых платежей.

Остальные недостающие для проекта позиции при необходимости вы сможете найти у других арендодателей, выступая в роли посредника. Да, в таком случае заработок в размере комиссии будет существенно меньше, зато и риски будут сведены к минимуму.

К преимуществам бизнеса на аренде спецтехники можно отнести довольно высокую стоимость аренды техники и возможность зарабатывать существенные суммы при условии стабильного потока заказов.

К примеру, стоимость аренды экскаватора-погрузчика популярных брендов Volvo или Terex в городе-миллионнике составляет порядка 12 000 рублей за рабочую смену. Минимальный срок, на который можно взять этот тип техники в аренду — 4 часа, и обойдется это клиенту в 6000 рублей.  Стоимость смены работы стандартной автовышки на грузовом шасси ГАЗона с максимальной высотой подъема кабинки до 18 метров составит 9 000 рублей. Самосвал на базе самого распространенного шасси КамАЗ обойдется заказчику в 7000 рублей за смену или 3000 рублей за один рейс. 

Регистрация бизнеса по аренде спецтехники

По большей части в роли клиентов, арендующих спецтехнику под свои нужды, выступают муниципальные либо коммерческие структуры. Доля физических лиц в общем объеме заказов крайне низкая. Поэтому оптимальной формой для такого рода бизнеса является ООО.

Коды ОКВЭД для аренды спецтехники согласно классификатору необходимы следующие:

  • 71.21.1 - Аренда грузовых транспортных средств.

  • 77.39.23 - Аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования.

  • 77.3.2 - Аренда и лизинг строительных машин и оборудования. В эту группировку входят следующие вид деятельности: аренда строительных машин и оборудования без оператора, включая подъемные краны, строительные леса и рабочие платформы без их установки и демонтажа.

  • 77.3.9 Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в  другие группировки. Сюда можно отнести все виды строительной техники и механизмов на колесном и гусеничном ходу, а еще все оборудование, используемое в строительстве, но при этом не включенное в две группировки, которые мы указали выше.

Дополнительно отметим, что получать лицензию на сдачу в аренду спецтехники необходимости нет. Сразу после регистрации компании можно закупать минимальный автопарк и приступать к делу.

Закупка спецтехники. Что покупать на старте

От ассортимента различных агрегатов специального назначения поначалу глаза разбегаются. Однако, как мы говорили ранее, лучше ознакомиться подробнее со списком предложений и спросом на рынке конкретно в вашем регионе. Лучше брать те позиции, на которые в данный момент заведомо будет заведомо большой поток клиентов, а узкоспециализированные машины лучше оставить на дальнейшее развитие. 

Самые ходовые и почти беспроигрышные варианты для старта бизнеса — экскаватор-погрузчик, самосвал и автовышка. 

  • Экскаватор-погрузчик. Этот вариант хорош своей универсальностью. Экскаватор-погрузчик незаменим при строительных работах по укладке трубопроводов, при разработке котлованов, и просто при уборке территории или строительного мусора. Такой тип спецтехики хорош и тем, что его можно «проапгрейдить» дополнительным оборудованием, например за 150-200 000 рублей докупить гидромолот и получить еще одну востребованную услугу для потенциальных клиентов.

  • Самосвал — неотъемлемый атрибут любой стройки, который нужен и при ремонтных работах дорожников и коммунальных служб, и при постройке объектов недвижимости, и при добыче природных ресурсов, в том числе для работы в карьерах по добыче песка, щебня и угля.

  • Автовышка пригодится не только для строительных работ, но и для обслуживания потребностей рекламных агентств (размещение и смена баннеров, монтаж вывесок) и высотных работ электромонтажных бригад.





При закупке техники можно отталкиваться от сезонности. Наибольший спрос наблюдается в весенний период, брать спецтехнику под работу лучше именно к этому периоду времени. Однако если стоит максимально сэкономить при покупке, а не отбить как можно быстрее затраты, стоит покупать спецтехнику в период простоя — так будет лучше сторговаться на выгодных для себя условиях.

Во сколько обойдется закупка

  • Вышка. Подержанная автовышка после полного капитального ремонта на базе шасси ГАЗон 3307 обойдется примерно в 1 000 000 рублей.

  • Самосвал. С учетом больших планируемых пробегов самосвал лучше брать новым, тем более, что сейчас существует довольно большое количество выгодных лизинговых программ от производителей. Самые ходовые варианты — отечественные КамАЗы и их китайские аналоги. Стоимость нового самосвала составит примерно 4 000 000 рублей.

  • Экскаватор-погрузчик. И, наконец, на экскаватор-погрузчик рекомендуем потратить порядка 3 000 000 рублей. За эту сумму можно взять либо новый аппарат производства Поднебесной, либо бывший в употреблении, но именитого бренда. Это может быть 7-8-летний John Deere или JCB. На стороне техники с лейблом Made in China – дилерская гарантия и недорогие запчасти, а европейцы сделали себе имя на высоком качестве.

Итого мы уложимся в относительно скромные по меркам рынка спецтехники 8 миллионов рублей. В дальнейшем при условии наработки опыта в этой сфере можно подумать о расширении ассортимента, докупив в лизинг более дорогие варианты — такие как грейдер и асфальтоукладчик.

Выбор помещения и площадки

Хранить приобретенную спецтехнику можно на огороженной охраняемой ровной площадке. Для размещения администратора и круглосуточной охраны можно поставить на участок бытовку из морского контейнера — стоимость модульного варианта составит порядка 80 000 рублей. Аренда непосредственно самого участка обойдется недорого — в районе 20 000 рублей.

Маркетинг и реклама

  • Доски объявлений. В случае с арендой спецтехники хорошо работают на привлечение потенциальных клиентов различные федеральные доски объявлений — такие как “Авито” и “Юла”. Мы рекомендуем потратить небольшие суммы на размещение платных объявлений, которые публикуются в топе либо на видном месте сайте — затраты отобьются уже с первых часов заказа.

Некоторые владельцы спецтехники на этом останавливаются. Однако необходимо задуматься и о других способах продвижения в сети. 

  • Одностраничник. Для презентации компании понадобится простенький сайт-одностраничник со списком и фотографиями предлагаемых вариантов техники. В дальнейшем при появлении «звучных» заказчиков можно добавить список клиентов и выполненных для них работ. Это могут быть муниципальные заказчики (администрации ближайших населенных пунктов, ЖКХ), крупные сети продуктовых магазинов, известные рекламные агентства и т. д. Список таких клиентов добавит баллов к вашему имиджу проверенного и  надежного поставщика услуг.

  • Площадки о тендерах. Хорошим подспорьем для формирования лидов могут стать крупные площадки, на которых публикуется информация о проводимых тендерах на услуги спецтехники. Это к примеру b2b-center.ru, rostender.info, tenderplan.ru и другие. Многие арендодатели находят через такие порталы первых крупных постоянных заказчиков, которые в дальнейшем становятся постоянными клиентами.

  • Контекстная реклама. Для настройки контекстной рекламы можно найти фрилансера с опытом настройки похожих кейсов, либо обратиться в профильное IT-агентство. Услуги по настройки “Яндекс.Директ” и Google Adwords обойдутся примерно в 10-15 тыс. рублей, еще порядка 8 тыс. рублей в месяц стоит дальнейшее сопровождение рекламных компаний в сети.

Ну и, разумеется, не стоит забывать о том, что мы живем в России. Во многом успех бизнеса на начальном этапе предопределят связи, знакомства в среде потенциальных клиентов либо рекомендации от крупных игроков рынка.

Персонал

  • Специалист по продажам. Поиском клиентов можете заниматься вы как владелец бизнеса, либо наемный сотрудник отдела продаж. Как правил,о большая часть дохода «продажника» складывается из мотивации за выполнение плана по выручке либо из процентов с оборота от привлеченных клиентов. Лучше брать сотрудников с опытом в активных продажах корпоративным клиентам (В2В), которые не боятся делать много холодных звонков и при этом умеют работать в системе CRM. ФОТ менеджера — оклад в размере 20-25 тысяч рублей плюс процент за сделки, средний доход составит от 50 000 рублей.

  • Водители-операторы спецтехники получают сдельную оплату исходя из отработанных часов, в среднем 300 рублей за 60 минут работы. Стоимость работы варьируется в зависимости от опыта и навыков кандидатов по работе со спецтехникой. Восьмичасовая смена обойдется примерно в 2400 рублей. Минимальное количество водителей-операторов для нашего кейса — три человека, однако лучше иметь про запас сменщиков, поскольку основной сотрудник может заболеть, попросить отгул по семейным обстоятельствам или не выйти на работу по другим причинам.

  • Механик. И наконец еще один немаловажный сотрудник — механик с опытом обслуживания и ремонта. Да, требующие дорогого оборудования и специальных навыков работы можно проводить и у дилеров, либо на специализированных СТО, однако для мелкого ремонта и текущего обслуживания парка вполне можно обойтись своими силами. ФОТ начинается с минимальной отметки в 25-30 000 рублей, в дальнейшем при расширении парка и соответственно увеличении количества обслуживаемой техники можно говорить о повышении заработной платы.

Финансовые показатели

Итак, основная составляющая первоначальных вложений — закупка необходимой спецтехники: 8 000 000 рублей.

Остальные статьи расходов на этом фоне незначительны:

  • Аренда площадки: 20 000 рублей

  • Покупка бытовки: 80 000 рублей

  • Изготовление наружной рекламы: 70 000 рублей

  • Онлайн-реклама (контекст + доски объявлений + услуги директолога): 30 000 рублей

Итого стартовые инвестиции в проект составят 8 200 000 рублей.

Переменные затраты складываются из следующих позиций:

  • Затраты на ГСМ (150 тыс рублей в зависимости от объема работ);

  • Аренда площадки: 20 000 рублей;

  • ФОТ: 200 000 рублей;

  • Реклама: 30 000 рублей;

  • Не лишним будет откладывать порядка 150 000 рублей на амортизацию купленной техники.

Итого переменные затраты составят в среднем 550 000 рублей в месяц работы.

Прибыль с проекта:

Автопарк из трех наименований спецтехники, которые мы запланировали к закупке, способен приносить 28 000 рублей за рабочую смену, или 840 000 рублей в месяц. Таким образом за вычетом расходов, прибыль со сдачи в аренду вышки, экскаватора-погрузчика и самосвала составит 290 000 рублей в месяц. 

Период окупаемости проекта составит порядка двух с половиной лет.


Резюме

Итак, пришло время подвести краткие итоги. Несмотря на довольно высокие затраты на первоначальном этапе при должном подходе бизнес способен выйти на порог окупаемости довольно быстро. 

Еще одно весомое преимущество аренды спецтехники по сравнению с другими видами подобного рода деятельности (аренда свадебных авто, каршеринг, прокат автомобилей, аренда ретро машин для съемок) - возможность приобретения в лизинг. То есть по окончании периода использования у вас не будет болеть голова, как продать старую технику и получить оборотные средства на покупку новой. Также эта услуга даст возможность заняться бизнесом по аренде спецтехники, не располагая всей суммой для старта на руках.

Одним словом, если чувствуете что это ваше — риски вполне оправданы, можно наладить дело и через несколько лет обеспечить себя стабильным пассивным доходом, делегировав полномочия ответственным сотрудникам.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
16.03.2020

Все материалы по тегу: прокат спецтехники

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: