Мототакси: по стопам четырехколесных агрегаторов

Мототакси: по стопам четырехколесных агрегаторов

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

385 000 ₽

Стартовые вложения

3 000 ₽

Средний чек поездки

6 000 000 ₽

Выручка за сезон

4 000 000 ₽

Чистая прибыль

Службы мототакси стали очень популярны в азиатских мегаполисах, но можно ли организовать подобную услугу в России? Поговорим подробнее о преимуществах и недостатках этой идеи и посчитаем цифры, на которые можно рассчитывать.

Бурлящая жизнь азиатских мегаполисов на сегодняшний день уже немыслима без мототакси. Снующие в плотном городском потоке моторикши давно стали привычными атрибутами крупных населенных пунктов Китая, Таиланда и Сингапура, позволяя местным жителям и туристам недорого и быстро добраться из одной точки населенного пункта в другой. 

А вот в России мототакси пока не снискало такой популярности, тем не менее небольшие компании, предлагающие подобные услуги, на рынке все же появляются. В связи с этим у некоторых предпринимателей возникает вопрос — стоит ли пробовать свои силы в нише «мотоизвоза», насколько она может быть рентабельной и что ждет этот бизнес в ближайшие годы. А потому в сегодняшнем материале мы поподробнее коснемся этой интересной темы.

Преимущества и недостатки услуги

Первый неоспоримый козырь «мототаксиста» в борьбе за сердца и кошельки клиентов — возможность практически не зависеть от городских пробок. Юркий мототранспорт способен протиснуться практически в любое свободное пространство в междурядье, а потому при использовании двухколесного такси риск опоздать на важную встречу, мероприятие или в аэропорт стремится к нулю.

Второй «жирный» плюс услуги — острые ощущения, которые дарит езда на мощном 600-кубовом байке или «литре». Разгон за 2-3 секунды от нуля до сотни, сочный рев выхлопа... неудивительно, что в России мототакси используется действительно чаще как аттракцион для выработки адреналина, нежели средство трансфера из точки А в пункт Б. Многие пользуются услугой чтобы «проветриться» после тяжелой рабочей недели или наполнить яркими красками корпоративное мероприятие.

Если бы мы говорили про страны Юго-Восточной Азии, к преимуществам мототакси можно было бы добавить и невысокую цену. Например, в Паттайе или Бангкоке средняя стоимость поездки на двухколесном транспорте составляет порядка 20 бат (около 40 рублей по курсу на начало 2020 года), в то время как аналогичная поездка на машине обойдется уже минимум в 250 бат (примерно 510 рублей). 

Однако у нас все немного по другому — средний чек на услуги «мототакси» в Москве составляет порядка 3000 рублей. Вызвано это и редкостью услуги, и составом техники (в отличие от непритязательных азиатских клиентов у российских покупателей в почете куда более мощные и дорогие байки), и запросами целевой аудитории.





Впрочем, хватает у мототакси и минусов — таких, как повышенная травмоопасность и привязка к погодным условиям. С первым все еще более-менее понятно — все российские поставщики услуг предлагают хорошую экипировку и мотошлем, да и возить вас будет скорее всего человек, не первый сезон сидящий «в седле» и отдающий себе отчет, что на его ответственности жизнь другого человека. А вот с погодой не поспоришь — заработать можно будет только в теплую и сухую погоду. Потому открывать такой вид бизнеса мы советуем в первую очередь на юге страны — например, в курортных городах черноморского побережья.

Конкурентные преимущества

«Чем я лучше остальных?» - резонный вопрос, который задаст себе в первую очередь предприниматель, решивший попробовать свои силы в сфере мототакси. Действительно, мало того, что на сегодняшний день емкость рынка двухколесных пассажирских перевозок не такая уж большая, так еще и конкуренты не дремлют. Идей и форматов здесь можно придумать множество, сделав ставку, например, на экзотику и организовав мотоизвоз на моторикшах наподобие сервисов в азиатских городах, либо пойти по пути небезызвестных агрегаторов из автомобильного сегмента. Действительно, почему бы не создать в первую очередь удобное и доступное многим пользователям приложение наподобие Uber или Яндекс.Такси? Тем более, только задумайтесь, на сегодняшний день агрегатора для мототакси в России попросту нет! И это при том, что для сравнения в той же Поднебесной существует не одно мобильное приложение, позволяющее вызвать себе мотоизвозчика.

Однако не спешите потирать руки в предвкушении гонораров Трэвиса Каланика - все не так просто. Перефразируя советскую классику мультфильмов, мототакси в России «странный предмет» - потребность в агрегаторе есть, а законодательной базы нет. 

То есть лицензировать в такси двухколесное транспортное средство в России... попросту невозможно! Впрочем, как часто бывает у нас в стране, есть и обходные пути по части юридических аспектов — сервис можно продвигать не как такси, а как прогулки на мотоциклах.

На чем удастся сэкономить

Запуск мобильной платформы для пользователей мототакси позволит сэкономить на существенной статье расходов — непосредственно закупке двухколесного транспорта. Судите сами — стоимость среднекубатурного спортбайка Honda CBR650 R 2019 года сейчас стартует с отметки в 778 000 рублей, городской нейкед NC 750S той же марки обойдется почти в 600 000 рублей. Можно конечно сэкономить и закупить «китайцев» по ценам в 3-5 раз ниже, но на сколько сезонов хватит их ресурса?

А потому не жадничаем и даем возможность заработать другим владельцам «железных коней», забирая себе процент с заказа.

Оптимальным на старте бизнеса видится комиссия агрегатора в размере 10% с заказа. То есть при среднем чеке в 3000 рублей за поездку на мотоцикле, вы можете получать 300 рублей.

Как быть с безопасностью и рисками

Все мы понимаем, что езда на мотоциклах сопряжена с повышенными факторами риска. А потому нелишним будет заключить постоянный договор со страховой компанией, предусматривающий выплаты клиентам либо их ближайшим родственникам в случае аварии, повлекшей за собой нанесение вреда здоровью или гибель пассажира. В любом случае каждая поезда должна проходить строго в шлеме, наколенниках и налокотниках. 

Необходимо составить четкий список требований и к самим пассажирам. Например, мототакси следует отказывать в поездках клиентам в состоянии алкогольного опьянения — малейшее неосторожное движение на скорости, и аварии будет не избежать даже с опытным пилотом за рулем.

Разработка сайта и приложения: общие рекомендации

Итак, начинаем разработку технической части нашего проекта. Сайт с описанием тарифов, ключевых преимуществ, ссылкой на приложение, а также его оптимизация в поисковых системах обойдутся примерно в 20 000 рублей.

Мобильное приложение рекомендуем заказывать у подрядчиков, имеющих опыт в создании похожих кейсов — например, делавших проекты для привычных такси или многочисленных «шерингов». Стоимость разработки приложения для мототакси на базе Android и iOS может варьироваться от 100 до 400 тысяч рублей и выше. Чтобы не «спускать» большую часть бюджета на разработку программного обеспечения с нуля, рекомендуем сделать редизайн готового проекта «четырехколесного» такси. Это позволит вам сэкономить не только деньги, но и время - «допилить» типовой проект такси вам смогут всего за какую-то неделю.

Для хранения информации понадобится покупка сервера, однако мы рекомендуем  на первое время взять в аренду готовый облачный сервис у провайдера, предлагающего свои услуги в этой сфере. Этой обойдется намного дешевле на первых порах, чем брать готовое «железо» - порядка 10-15 000 рублей в месяц.

Маркетинг: как лучше распределить бюджет

Мы рекомендуем вести агрессивную маркетинговую политику в соцсетях — ведь согласно проведенным маркетинговым исследованиям, типичный клиент российского мототакси имеет возраст от 20 до 35 лет и дружит с цифровыми технологиями в принципе. 

Ориентировочный бюджет — порядка 50 000 рублей на каждую из соцсетей. Немало, но именно соцсети должны дать наибольший приток лидов в первое время. Далее должен сработать эффект «сарафанного радио» - довольные услугой мототакси клиенты будут рекомендовать ваш сервис своим друзьям, родственникам и знакомым.

А вот на столь популярные в последнее время среди поставщиков услуг рекламные кампании в Яндекс.Директ и Google Adwards тратиться особо не стоит. Дело в том, что количество поисковых запросов по тематике «мототакси» и «поездки на мотоциклах» не так уж много, при этом стоимость клика и показа в этой нише довольно высокая. Помните, вы не рекламируете услугу, вы формируете спрос на неё!

Помимо привычных инструментов рекламы, можно воспользоваться продвижением через популярных блогеров, формирующих мнение молодой целевой аудитории. 

Еще один интересный факт о маркетинге, почерпнутый из аналитики китайских агрегаторов — доля лояльных клиентов в мототакси оказывается очень высока. Большинство клиентов, обратившихся за услугой в первый раз, остаются верны традиции и в дальнейшем. То есть сформировав единожды базу довольных лояльных клиентов, можно «снимать сливки» потом довольно продолжительный период времени.

Персонал службы мототакси

Фактически, чтобы закрывать текущие задачи проекта мототакси, понадобится не такое уж большое количество сотрудников. Это: 

  • администратор, следящий за выполнением бизнес-процессов и решающий периодические проблемные ситуации (в первое время его функционал можете выполнять вы сами как основатель проекта), 

  • маркетолог, ведущий онлайн рекламную компанию по соцсетям, 

  • сотрудники колл-центра. Их нанимать последних в штат вовсе не обязательно — достаточно воспользоваться услугами многочисленных компаний, предлагающих прием и обработку телефонных звонков по аутсорсингу.

Стоит также на начальном этапе сформировать пул мотоциклистов-исполнителей заказов. Для их поиска можно обратиться в ряд мотоклубов вашего города — наверняка найдется немало энтузиастов, желающих подзаработать на своем увлечении. В дальнейшем с ростом узнаваемости сервиса, вопрос с поиском «кадров» отпадет сам собой — люди сами будут скачивать приложение и подключаться к работе агрегатора.

Также нелишним будет запустить партнерскую программу с другими компаниями, оказывающими услуги в сфере мототакси. Не все согласятся, однако самые дальновидные понимают, что дружить с конкурентами надо — в дальнейшем это поможет совместными усилиями «закрывать» свои текущие заказы и получать от «коллег по цеху» новые.

Не забывайте о том, что клиенты могут быть разные, и их потребности соответственно тоже. Потому важно предложить различный спектр мотоциклов — это должны быть не только спортбайки для «отжига» со светофоров, но и комфортные по части посадки городские и туристические модели. 

Вы представляете себе опаздывающего на самолет солидного дядьку в костюме, который будет вынужден скрючиться в позе эмбриона на каком-нибудь Kawasaki Ninga? И наоборот, студентам, жаждущим адреналина, не понравится, если прокатить с ветерком их приедет размеренный круизер. 

При этом администратору стоит обязательно проводить вводный инструктаж новых мотоциклистов, который призван выявить их степень навыков в езде и обучить нюансам работы с приложением и клиентами.

Дополнительный доход мототакси

Агрегатор, работающий в сфере мототакси, сможет предоставлять услуги не только по пассажирским перевозкам — можно задействовать скутеристов и мотоциклистов в качестве курьеров. Желающих сотрудничать, уверены, будет немало.

В списке потенциальных партнеров могут быть предприятия быстрого питания - от пиццерий до бургерных, желающих отдать на аутсорс вопрос с доставкой еды на дом. Сейчас на этом поприще хорошо себя чувствуют Delivery Club, и Яндекс.Еда, но почему бы не потягаться с монстрами рынка благодаря наличию своей хорошей базы курьеров и более доступным ценам?

Еще одно поле деятельности — сотрудничество со службами экспресс-доставки. Для многих компаний это ниши, от DHL до TNT, остается актуальным вопрос с курьерами для доставки почтовых отправлений и посылок в загруженные пробками центры мегаполисов. Вопрос не только в скорости, но и в проблемах с парковкой — думаем, многие частенько видели, как курьеры на фургонах вынуждены бросать свой транспорт на «аварийках» где попало, отчаявшись искать свободное место в радиусе пешей доступности. Введение соответствующего тарифа по доставке поможет вам привлечь новых клиентов и расширить сферу деятельности.

Финансовые показатели

Итак, на первоначальном этапе основные затраты будет складываться из трех составляющих — это вложения, связанные с открытием компании, затраты на разработку IT-решений и затраты на маркетинг.

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Открытие компании

1

Регистрация юрлица + брендинг (разработка логотипа, регистрация товарного знака)

50 000

IT-разработки

2

Разработка мобильного приложения под IOS и Android

150 000

3

Разработка сайта и его оптимизация в поисковых системах

20 000

4

Организация удаленного сервера, аренда в мес.

15 000

Маркетинг

5

Рекламные компании (3 соцсети) в мес.

150 000

Итого:

385 000



Затраты на персонал будут небольшими, как мы отмечали ранее — это администратор, маркетолог и сотрудники удаленного колл-центра

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

1

Зарплата удаленного администратора

 40 000

 1

40 000

Производственный

2

Маркетолог

 40 000

 1

40 000

 3

 Затраты на удаленный отдел продаж (аутсорс)

 15 000

 1

15 000

Итого:

95 000   


Прибыльность проекта стоит рассматривать в масштабах мотосезона, который длится обычно с апреля по октябрь. По предварительным прогнозам, за весь сезон (то есть 6 месяцев) размер затрат на маркетинг, сотрудников и IT-сопровождение составит порядка 1 500 000 рублей. В первый сезон существования проекта, по оценкам экспертов, можно выполнить минимум 2 000 заказов — это весьма осторожная цифра, которая с учетом вложений в маркетинг может быть куда выше. 

Итого на выходе имеем 3000 руб. (средний чек сейчас) *2000 (кол-во заказов = 6 000 000 рублей выручки. За вычетом расходов в размере полутора миллионов, получается, что проект при оптимистичном сценарии способен генерировать 4 000 000 рублей прибыли за сезон.


Что дальше

С ростом популярности услуги мототакси неизбежно должно последовать снижение стоимости поездки. Мы предполагаем, что произойдет это постепенно, при этом услуга двухколесного такси станет не столько развлечением, сколько тем самым, чем она является сейчас в странах Азии — доступной альтернативой городскому транспорту.

Однако с уменьшением среднего чека выручка в последующие сезоны падать не будет. Скорее наоборот, с увеличением популярности услуги доходы будут только расти. Это повод либо развивать бизнес дальше, выводя его на масштабы других регионов и даже стран, либо хороший повод продать его. Стоимость проекта можно оценить на уровне его двойной выручки за сезон. Согласитесь, неплохой сценарий для стартапа?

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
22.01.2020

Все материалы по тегу: мототакси

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: