Обзор автомоечного бизнеса
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Рентабельность моек, по словам практикующих специалистов, составляет, как минимум, 20%. В лучшем случае планка прибыльности может достигать и 40%. Мойку, оснащенную аппаратом высокого давления, пылесосом, аппаратом для химчистки и системой очистки воды общей стоимостью $10 тыс., как утверждают, реально окупить за год. Портальные мойки стоимостью в $40 тыс. окупаются за три года.
ДЕНЬГИ
Для создания мойки высокого давления, которая включает систему очистки воды, моечный аппарат, пылесос, дополнительные аксессуары, химию, по минимуму достаточно $10 тыс. По словам продавцов оборудования, если посчитать энергозатраты, расходы на солярку для подогрева воды, затраты на моющие вещества, то себестоимость помывки одной машины при помощи аппарата высокого давления составляет 3-6 грн. Себестоимость услуг портальной мойки значительно ниже, использование 5-6 моечных программ, начиная с обычной чистки шампунем и заканчивая мойкой с воском, обойдется владельцу мойки в 3 грн. максимум. В то же время стоимость этих услуг в среднем по Киеву часто в несколько раз превышает затраты.
ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудования для автомоек в Украине продается предостаточно. При желании можно купить моечные аппараты немецкого, итальянского, испанского производства. По словам продавцов оборудования, значительное место на украинском рынке занимают мойки фирмы Karcher (Германия). Хотя на этих "немцах" свет клином не сошелся. В изобилии и "железо" от таких фирм-производителей, как Istobal (Испания), Weidner, Wesumat, Kranzle, California Kleindiest (Германия), Ceccato, Comet (Италия), Carebridge (Великобритания). Отечественным производителем такого оборудования является ООО «АСТ- МАСТЕР». Приятно, что профессиональное автомоечное оборудование не подлежит обязательной сертификации. Различают три типа моек: аппарат высокого давления (по оценкам практикующих "мойщиков" - 80-90% украинского рынка), портальная (10-20%) и туннельная мойки .
АППАРАТЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Аппараты высокого давления (АВД) получили самое широкое распространение в Украине. АВД бывают передвижные и стационарные (в виде блок-пунктов). Отличаются они друг от друга еще типом насоса и наличием или отсутствием подогрева воды. Продавцы оборудования предлагают разнообразные насадки для моечных аппаратов, которые ускоряют процесс мойки автомобиля. Полный комплект дополнительного оборудования стоит $1000-1500.
МОЙКА ПОРТАЛЬНОГО ТИПА
Мойка портального типа представляет собой П-образную конструкцию, на которой смонтировано моечное оборудование, пара вертикальных щеток, одна горизонтальная и вентиляторы для сушки. В портальной мойке автомобиль заезжает на платформу, а мойка сама перемещается относительно авто. "Порталка" также может мыть колесные диски, днище машины, наносить пену. В зависимости от выбранной программы портальная мойка совершает вдоль автомобиля два или более проходов вперед-назад за полный цикл. Есть еще бесщеточные портальные мойки. Машина тут моется просто под сильным напором воды.
Портальные мойки предназначены для санобработки как легковых, так и грузовых авто - все зависит от высоты той самой П-образной конструкции. "Подковы" высотой 2,1- 2,7 м могут обслуживать легковушки и микроавтобусы, высотой 4,2- 4,5 м предназначены главным образом для обслуживания грузовых машин.
Портальную мойку можно разместить на 45-60 кв.м. Различные модели "порталок" могут чистить от 8 до 25 автомобилей в час. Для обслуживания портальной мойки достаточно одного человека, на обучение которого уходит не более недели.
СИСТЕМА ОЧИСТКИ СТОКОВ
Из-за сброса в канализацию отработанной воды к моечному бизнесу предъявляется немало требований со стороны санслужб. Чтобы работать по правилам и уменьшить давление контролирующих служб, предприниматели строят мойки с замкнутым водооборотным циклом, например используя станцию рециркуляции воды "Струм 5" . Преимуществами рециркуляционной системы являются:
• экономия воды;
• экономия моющих средств (в пять раз выше, чем в незамкнутой мойке);
• автоматический режим работы;
• компактность (занимает 2 кв.м);
• соответствие всем требованиям санитарно-гигиенических служб.
Обычно фирма-производитель, предлагающая оборудование для моек, сопровождает его системой очистки различной производительности.
РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Любая автомойка осталась бы на уровне "шланга и тряпки", не пользуйся она разнообразной автокосметикой. Покупая моечное оборудование, вы и не заметите, как вместе с ним приобретете кучу всевозможных туб и флаконов с чистящими средствами. Продавцы оборудования почти всегда предлагают автокосметическое сопровождение. Это шампуни-пенообразователи, облегчающие и ускоряющие удаление грязи, средства для быстрой очистки от прилипших насекомых, воск, защищающий от капризов погоды, очистители битумных, смоляных, масляных пятен, нейтрализаторы запаха, полироли наводящие блеск, и т.д. На "химию" у серьезных мойщиков ежемесячно уходит до $300. Причем профессионалы на расходных материалах советуют не экономить.
РАЗРЕШЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
По признаниям мойщиков, самое трудное в организации автомойки - получение разрешительных документов.
Все прелести "обегаловки" по разрешительным инстанциям начинаются с подачи письма-прошения на имя местного (районного) столоначальника на отведение участка земли под будущую автомойку. Получив предварительное "будем посмотреть", предприниматель свои благие начинания согласует с:
• местными пожарной инспекцией,
• санэпидстанцией
• органами градостроительства.
• Перечисленные согласования не обойдутся без:
• выкопировки из генплана участка застройки (в масштабе 1:2000) со штампами, подписями, печатями БТИ,
• а также эскизного проекта.
Следующий шаг - письмо на имя главного городского столоначальника с приложением к оному всех предварительных документов. Ответное письмо-разрешение киевского головы (читай - Киевской горгосадминистрации) на проектирование служит основанием для получения архитектурно-планировочного задания (АПЗ) в ГлавАПУ.
После предпринимателю придется, взяв в руки АПЗ, согласовать и разработать в 30-40 организациях технические условия проекта на воду, газ, тепло, канализацию, электроэнергию, ливнестоки, телефонизацию, радиофикацию, наружное освещение.
Разработанный проект затем проходит экспертизы в :
• СЭС,
• службах охраны труда,
• охраны природы,
• пожарной инспекции,
• ГлавАПУ
• и госэкспертизу.
Если проект не пройдет хоть одно "проверочное" сито, то не будет принят.
После утверждения проекта составляется акт на временное или постоянное владение землей, отводится земля и выдается ордер на строительство объекта. По словам специалистов-проектировщиков, здесь придется раскошелиться (для благоустройства города) на сумму, эквивалентную 25% стоимости строительства. На "хождения по мукам", начиная с момента обращения в местную администрацию до момента строительства здания у предпринимателей уходит от полутора до двух лет. АПЗ выдается на определенный срок (не менее двух лет). За это время нужно успеть возвести "коробку". Торжественное открытие вновь построенной мойки не пройдет без комиссии, в которую входят представители местной администрации, пожарники, работники санэпидемстанции, экологической службы, ГАИ и т.д. Всего - 10-15 человек вместе с заказчиком. Они и составляют акт приемки объекта. Мало найдется предпринимателей-смельчаков, решившихся пройти все "круги ада". Поэтому "полосу препятствий" бизнесмены перепоручают проектным институтам или фирмам. Специалисты-проектировщики знают, как быстрее и, главное, правильнее пройти "лабиринт" оформления разрешительных бумаг. Специалисты ОАО "Киевпроект" уверяют, что любая стоимость проектирования зависит от стоимости строительства и приблизительно составляет 5-10%. Чем больше объемы строительства, тем меньше проценты. Услуги автомойки, не подлежат обязательной сертификации. Если предприниматель считает, что сертификат помогает каким-то образом в рекламе предприятия, то он сертифицируется на добровольных началах.
МАРКЕТИНГ
Нельзя, конечно, ставить восклицательный знак на утверждении, что моечный бизнес слишком зависит от непостоянности природы. Да, осенне-весенние столпотворения машин на мойке сменяются относительным летним спокойствием. Люди разъезжаются отдыхать, да и не прочь помыть машину самостоятельно. Зато летом, как свидетельствуют владельцы автомоек, клиенты приезжают, чтобы пропылесосить салон и сделать химчистку, на что весной и осенью они обычно денег тратить не желают. Чтобы привлечь клиентов и поддерживать приемлемый поток машин на мойке, не помешает сделать какие-нибудь летние скидки, по максимуму расширить ассортимент услуг.
ПОМЕЩЕНИЕ
Как и в любом виде бизнеса, в "помоечном" деле многое зависит от выбора места. Не секрет, что мойки идеально размещаются на обочинах оживленных трасс и крупных городских проспектов, где постоянно "сквозят" автомобили. Немало "авточистоплотников" расположено при въездах в город, на таможенных и пограничных постах. Но слишком хорошо - тоже нехорошо. Бывают случаи, когда мойка, расположенная вблизи крупных транспортных узлов, страдает от чрезмерной автомобильной суеты. Потенциальным клиентам часто просто в облом продираться между снующими туда-сюда четырехколесными друзьями. Практика показывает, что "автопрачечные" уютнее всего чувствуют себя при станциях техобслуживания, АЗС и автопарках. Тем, у кого недостаточно денег на постройку собственного здания под автомойку, можно порекомендовать аренду подходящего помещения на АТП. Во-первых, с оформлением разрешительных документов будет меньше мороки. Во-вторых, месторасположение большинства автотранспортных предприятий знакомо автолюбителям. Стоимость аренды в Киеве колеблется в пределах $5-10 за 1 кв.м в месяц. Под мойки для легковых автомобилей и микроавтобусов достаточно помещения размерами 6х10м. На постройку мойки таких размеров придется выложить примерно от $18 тыс. до $21 тыс. - по $300-350 за каждый "квадрат".
ПЕРСОНАЛ
Каждый предприниматель прыгает от счастья, если ему повезло с кадрами. На первый взгляд, подобрать работников на автомойку нетрудно. Приглашай первого встречного и пусть он драит машину за умеренную плату. Ан нет. Хотя для чистки машин особого образования не нужно, тем не менее опытные предприниматели отдают предпочтение работникам, разбирающимся в автомобилях. Двух-трех человек на восьмичасовую смену вполне достаточно. На мойках, работающих круглосуточно, штат, соответственно, должен состоять из 6-9 мойщиков и одного бригадира. Энергичные ребята с "начальным автомобильным образованием" здесь как нельзя кстати. Некоторые предприниматели остались весьма довольны, пригласив на работу девушек. Природное чистолюбие последних на автомойке проявляется в полной мере. Наиболее эффективной формой оплаты труда предприниматели считают сдельную. Больше помыл - больше получи. В Киеве рядовой мойщик ежемесячно кладет в карман $50-120. В особо доходные месяцы владельцы моек дополнительно поощряют персонал денежными премиями. Персонал неплохо бы приодеть в одинаковые симпатичные комбинезончики. Это создаст впечатление серьезности и внушительности фирмы. Сейчас клиент пошел разборчивый. Ему, понимаете ли, неприятно, когда его встречают в засаленной и провонявшейся бензином робе.
Удачного Вам бизнеса!
Источник: www.petromatic.ru