Производство и продажа кетчупа

Производство и продажа кетчупа

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Кетчуп является универсальным томатным соусом для любого мясного блюда, будь то отбивные, сосиски или шашлыки. Более 50% населения в России употребляет этот продукт постоянно, благо, рынок предлагает разнообразные по вкусу и качеству кетчупы.

По способу производства и обработки кетчупы бывают:

  • стерилизованные, в том числе способом горячего розлива в герметично укупориваемую тару (консервы);
  • нестерилизованные (с консервантом).

По составу кетчупы подразделяют на четыре категории:

  • «экстра» - производятся из свежих томатов, томатной пасты иди пюре. Содержание томат пасты должно быть не менее 40%.
  • высшая – то же сырьё, но сюда добавляют стабилизаторы, загустители, ароматизаторы, вкусовые добавки. Количество томатной пасты не менее 20%.
  • первая категория. Изготавливают из концентрированных томатных продуктов, фруктовых и овощных пюре. Для улучшения вкусовых качеств добавляют больше пряностей (или ароматизаторов). Также возможно присутствие красителей, загустителей, стабилизаторов и вкусовых ингредиентов. Томат пасты не менее 15%.
  • вторая категория. Состав практически аналогичен кетчупам первой категории. Томат пасты не менее 15% (источник ГОСТ 52141-2003).

По вкусовым свойствам выделяют кетчупы:

  • классический;
  • острый;
  • шашлычный;
  • сладкий;
  • барбекю и др.;

Технология

Процесс приготовления кетчупа включает несколько операций.

Сначала подготавливают сырьё. Свежие томаты моют, используя два способа:

- если степень земляных, растительных примесей превышает 15%, используют технологию четырёхкратной мойки, с добавлением дезинфицирующих растворов (расход воды на мойку 10 тонн томатов составляет в среднем 10 м3).



- если степень загрязнений меньше 15%, используют гидротранспортеры с ловушками для улавливания механических примесей (расход воды составляет не менее 2-3 л/кг сырья).

После мойки сырьё подвергается инспекции (удаление непригодных томатов – заплесневелых, битых, зелёных) и сортировке (отбор по степени зрелости): томаты движутся по транспортной ленте со скоростью 0,05-0,1м/с, а работники их отбирают. На одной дорожке сортируется около 10 томатов в секунду. Используют также и машинную сортировку на фотоэлектронных сортирователях. Далее томаты поступают на калибровочные машины, где их делят на однородные по размеру партии. Типы машин: барабанные, тросовые, роликовые, шнековые, валико-ленточные и дисковые. Потом томаты очищают от кожуры, семечек, чашелистиков либо паротермическим, либо химическим способом (обработка каустической содой), после чего измельчают.

Далее из сырья делают томатную пасту путём нормализации:

- грубое протирание на протирочной машине диаметром отверстий сит 5мм,

- подогрев до (75±5)?С на трубчатых или пластинчатых подогревателях,

- вторичное протирание происходит сначала на сите с диаметром 1,2мм, где удаляют остатки семян, кожицы. Потом на втором сите (0,4мм) протирают до получения пюре.

- прессование отходов, после которого влажность не должна превышать 65±3%.

- стерилизация томатной пасты. Для неё применяют многоходовые трубчатые теплообменники: подогревают до 125°C, выдерживают в течение 70с, охлаждают до 85°C.

- концентрирование пасты – происходит посредством выпаривания влаги.

- варка в вакуум-выпарных установках, которая обеспечивает сохранение витаминов и красящих веществ.

Наконец, происходит приготовление кетчупа. В томатную пасту добавляют специи (тонкоизмельченными в виде водной или уксусной вытяжки, а также в виде С02-экстрактов) и консерванты в нестерилизованные кетчупы. Далее кетчупы из концентрированных томатов варят 15-20 минут, из свежих – не более 45 минут. После варки продукт фасуют в упаковку, укупоривают лакированными металлическими крышками и стерилизуют при 100 °C в течение 25 мин. Потребительская тара не должна превышать 1,0 куб. дм в объёме. По договору с заказчиком допускается объём не более 10,0 куб. дм. Обычно упаковывают в тару 0.2-1.0 литра. Недостаточная стерилизация может привести к таким дефектам, как плоское скисание, бомбаж, ржавчина и деформации на таре.

Многие начинающие изготовители минуют этап производства томатной пасты, закупая её. Это позволяет почти вдвое сократить расходы на оборудование.

Рецептура кетчупа определяется технологами. Кетчупы должны соответствовать нормам, приведенным в ГОСТ 52141-2003.

Вещество

Массовая доля (%)

сухие растворимые вещества

не менее 14%

томатная паста

не менее 15

Лимонная кислота

0, 7-1,2

уксусная кислота

0,5-1,8

хлориды

не более 2,5

сорбиновая кислота

не более 0,05

бензойная кислота

не более 0,1

минеральные примеси

не более 0,05

Посторонние примеси в кетчупах не допускаются.

Оборудования и сырьё

Линия по производству кетчупа выглядит следующим образом:

1.  Участок подготовки сырья.

- приемная ёмкость (около 180 тыс. руб.);

- весы (25-70 тыс. руб.);

- резервуар для воды ( около 100-500 тыс. руб., плюс пульт управления 45 тыс. руб. );

- насос, дозирующий для воды - ( от 19 до 55 тыс. руб.) ;

- моечная машина (300-500 тыс.);

- калибровочная машина (150-200 тыс. руб.);

2. Участок приготовления томат пасты и кетчупа.

- смеситель-миксер (100-300 тыс. руб.);

- дробилка-семяотделитель (50 тыс. руб.);

- протирочная машина (300-400 тыс. руб.);

- пресс;

- многоходовой трубчатый теплообменник (от 100 до 600 тыс. руб.);

- вакуум-выпарная установка. Расход воды - 126-284 м3/ч. (230-300 тыс. руб.);

- охлаждающая установка;

- варочный бак с мешалкой (100-150 тыс. руб.)

3. Участок розлива и стерилизации.

- тихоходный лопастной насос с регуляцией скорости (около 2 тыс. руб.);

- гомогенизатор гребенчатый (340-800 тыс. руб.);

- автоматическая дозировочная машина (1-1, 6 млн. руб.);

- машина для закручивания крышек "твист офф" (от 250 тыс. до 1, 4 млн. руб.);

- автоклав (от 75 тыс. до 1, 5 млн. руб.);

- ленточный конвейер (от 23 тыс. руб. за погонный метр);

Производительность линии – до 3000 банок/час. Требуемая площадь – не менее 400 кв. м., высота потолков – не менее 3,5 метров. Для обслуживания линии требуется около 10-15 человек персонала.

Сырьё (основное):

Томаты – цена зависит от сезона, летом могут стоить 10 руб/кг, зимой – 50 руб.

Лук – 5-12 руб/кг;

Перец болгарский 14-60 руб/кг;

Уксусная кислота - 23 руб/кг;

Перец чили (молотый) – 100 руб/кг;

Сахар – 20-25 руб/кг;

Соль – 5 руб/кг;

Банка твист-офф стоит около 2-4 руб. за штуку, крышка – 1-2 рубля.

Расход сырья на томат пасту: 5, 8 тонн томатов на тонну продукта. При производстве 20 тонн в месяц понадобится 46, 5 тонн томатов (40% от кетчупа), это значит затраты на них составят около 500 тыс. руб. в месяц. Оптовая стоимость томатной пасты составляет 28-36 руб/кг, в зависимости от производителя (Китай, Украина, Россия) и процента сухих веществ (томат паста, используемая в качестве сырья, должна иметь в составе не менее 25% сухих веществ). В месяц понадобится около 8 тонн пасты, которая обойдётся в 300 тыс. руб. Следовательно, для прибыльного производства следует либо выращивать свои томаты, либо закупать томатную пасту. Для снижения затрат, лучше закупать томатную пасту.

Требования к хранению

По ГОСТ-52141, требуемая температура хранения кетчупа: от 0 °С до 25 °С. Склад готовой продукции должен хорошо проветриваться и иметь влажность воздуха не более 75%. Кетчупы в стерилизованной стеклянной таре хранят 2 года, нестерилизованной – 1 год. В любой металлической таре – 1 год. В упаковке из полимерных и комбинированных материалов срок годности составляет 6 мес.

Инвестиции

Первоначальные инвестиции, необходимые для открытия бизнеса по производству кетчупа , составят около 5-6 млн. руб. (учитывая затраты на покупку оборудования, сырья для 1 тонны продукта в день, тары, зарплату, аренду помещения). Ежемесячные затраты около 1, 3 млн. руб. Оптовая цена на кетчуп российского производства установилась в пределах 20-40 руб/шт (масса 0, 2 л). При выпуске и продаже 100 тыс. банок в месяц, бизнес окупится менее чем за полгода.

Маркетинг

При продаже следует учитывать предпочтения покупателя. Среди вкусов самыми популярными являются «шашлычный», «томатный» и «острый». Влияет на выбор и упаковка кетчупа: стеклянную бутылку предпочитают 47,5 % потребителей, пластиковую бутылку - 44,7 %, мягкий пакет, тюбик - 10,6 %. На продажи оказывает влияние и сезонность: летом кетчуп покупают больше.


01.01.1970

Все материалы по тегу: соусы

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: