Свой бизнес: производство школьных досок

Свой бизнес: производство школьных досок

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Школьная доска – неизменный атрибут любой классной комнаты. Школьные доски, которые также называют аудиторными, бывают нескольких различных видов. В частности, различают меловые (традиционные), магнитно-маркерные и комбинированные доски. Доски могут отличаться и по своей конструкции. Например, бывают одно-, трех- и пятиэлементные доски.

Если речь идет о досках, состоящих из трех или пяти частей, то к стене прикрепляется лишь один из их элементов – центральный, а остальные по необходимости открываются и закрываются при помощи шарнирных креплений. Наибольшей популярностью пользуются доски с тремя секциями. Меловые доски предназначены для письма мелом. Раньше эти доски выпускались черного или темно-коричневого цвета. В наши дни чаще встречаются меловые доски матового зеленого цвета, который более благоприятен для глаз, со слабым отблеском. На магнитно-маркерных школьных досках с белой поверхностью пишут при помощи специальных легко смывающихся маркеров различных цветов. Также существуют так называемые комбинированные доски, одна или несколько частей которых используются для письма мелом, а вторая или другие – для письма маркером. Они чаще всего применяются на уроках геометрии и черчения, так как графический рисунок маркером получается более тонким и точным, нежели мелом. Однако писать тексты (условия задач и пр.) многие учителя предпочитают по-прежнему мелом. В этом случае центральная «лицевая» часть доски с пятью рабочими поверхностями, как правило, имеет покрытие для письма мелом, а обратные стороны – для письма маркером. Белые поверхности для письма маркером могут также использоваться в качестве экрана для проектора. А поверхность меловых досок можно расчертить под определенный предмет (нанести клетку, линию, косую линию, нотный стан и пр.). При этом разлиновка может быть как яркой и контрастной (в основном, для младших классов), так и еле заметной для облегчения письма (для старшеклассников при построении графиков, чертежей и т. д.).

Почти на все виды современных досок можно прикреплять различные наглядные материалы при помощи магнитов на всю поверхность доски или на специально предназначенном для этого участке. Для укладки мела, маркеров, губок для стирания написанного доски комплектуются специальным лотком. Школьная доска обязательно должна быть покрыта антибликовым покрытием, так как отблески мешают читать написанное на доске и негативно влияют на зрение детей.

Существуют и другие, менее распространенные варианты исполнения аудиторных досок. Так, например, помимо самых популярных настенных меловых и маркерных досок встречаются подъемно-передвижные доски, поворотные доски на металлических опорах, доски с текстильным покрытием, пробковые доски-стенды и пр.

В зависимости от материала поверхности существуют доски с меламиновым покрытием, с лаковым покрытием (эмалированные), с пластиковым и керамическим покрытием.



Меламиновым покрытием называют особую меламиновую пленку, которая наносится на пластик. Пластик, в свою очередь, прикрепляется на тонкий металлический лист, за счет чего доска приобретает магнитные свойства (на ней можно вешать плакаты, руководства, наглядные пособия и пр.). Такие доски отличаются предельной простотой в производстве и низкой себестоимостью, поэтому и стоят они в розницу намного дешевле других. Однако меламиновая пленка имеет существенные недостатки: она недолговечна и подвержена быстрому износу. Даже при сравнительно небольшой нагрузке за 3-4 года эксплуатации такое покрытие просто стирается с участков доски, где чаще всего пишут. При этом следы маркера въедаются в пленку так сильно, что оттереть их становится невозможно. Доски с меламиновым покрытием рекомендуется менять каждые 1-2 года.

Эмалированное или, как его еще называют, лаковое покрытие наносится на стальной лист. Срок службы такой школьной доски несколько больше, чем у меламиновой, и составляет около пяти лет при средней нагрузке. Тем не менее, доска с эмалированным покрытием очень быстро теряет свой первоначальный вид, хотя и остается пригодной для использования. Как известно, на любой окрашенной поверхности есть поры. Со временем частицы красящего вещества, которое применяется в маркере, забиваются в микропоры, оставляя несмываемый след. Белая поверхность быстро становится серой в темных разводах. Кроме того, лакированное покрытие дает сильные блики, опасные для зрения, а из-за резких перепадов температуры и влажности (тем более, если доску протирают влажной тряпкой, а не сухой, специально предназначенной для таких поверхностей губкой) краска может пойти пузырями или отслоиться.

Реже встречаются доски с керамическим покрытием. Такое покрытие считается наиболее стойким и прочным, а срок службы этих аудиторных досок составляет даже при активном использовании около двадцати пяти лет. Красящие вещества маркера легко смываются с керамики, не оставляя следов на ее поверхности. Однако главный минус досок с керамическим покрытием заключается в их высокой стоимости, что может себе позволить не каждая школа (с учетом того, что досок даже на среднюю школу нужно не один десяток).

В качестве компромиссного варианта по соотношению цены и качества можно назвать школьные доски из пластика высокого давления (HPI-пластик). Следы маркера смываются с гладкой пластиковой поверхности практически без следа. Пластик более устойчив даже к неблагоприятным условиям внешней среды (влажность, температурные перепады).

Единственный недостаток – на пластиковой доске сложно прикреплять различные наглядные методические материалы. Однако это неудобство компенсируется в новых моделях досок: под наружный тонкий лист пластика укладывается стальной лист. Это также позволяет добиться ровной жесткой поверхности для большего удобства письма на доске и прочности изделия. Ухаживать за школьной доской с поверхностью из HPL-пластика легко и просто – достаточно протирать их губкой без применения дополнительных чистящих средств. Срок эксплуатации такой аудиторной доски составляет даже при самом активном использовании около пятнадцати лет.

Кроме покрытия большое значение имеет и профиль, из которого изготовлена школьная доска. От его качества зависит надежность всего изделия, срок его службы и, главное, безопасность использования. Самый дешевый вид профиля представляет собой тонкие металлические детали со сквозными креплениями. Минусы такого профиля заключаются в недостаточной надежности (металл не отличается достаточной жесткостью, поэтому может использоваться лишь для небольших по размеру досок) и в небезопасности (острые металлические края профиля ничем не защищены). Другой вариант досок с металлическим профилем – доски с металлическими рамами со скрытым крепежом. Недостатки при этом сохраняются. Единственное преимущество такой конструкции заключается в более эстетичном виде (не видно шурупов, которые удерживают раму). Еще одна модификация таких досок представляет собой модели с пластиковыми уголками. Такой вариант менее опасен (мягкий пластик закрывает острые углы, о которые могут пораниться дети) и более интересный внешне. Оптимальный вариант профиля для недорогих школьных досок представляет собой алюминиевая конструкция с прочными углами и пластиковыми защитными накладками. Алюминиевая основа обеспечивает необходимую жесткость, что позволяет использовать такой профиль даже в больших по формату тяжелых досках.

Производство школьных аудиторных досок представляет собой достаточно сложный процесс, так как к этой продукции, как и к другому школьному оборудованию и мебели, предъявляются высокие требования: она должна полностью соответствовать установленным стандартам и нормам. Главные требования к школьным доскам – стойкость к механическим и химическим воздействиям, повышенная прочность. В качестве основы для их изготовления используется, как правило, стальной лист с определенным покрытием (меламиновой пленкой, стеклоэмалью, пластиком и пр.), что обеспечивает школьной доске дополнительную прочность и надежность.

Производственное помещение, где изготавливают школьные доски и мебель, разделяются на несколько отдельных участков. Так, на участке заготовок складируются и нарезаются металлические детали, свариваются металлоконструкции для парт, столов, стульев, флипчартов и досок. На участке сборки из отдельных комплектующих собираются готовые изделия. Предварительно все комплектующие проходят один-два контроля качества. После того как все металлические детали будут вырезаны и собраны, осуществляется поклейка пакета (внутренней части доски). На этом же этапе металл приклеивается к основанию. Для этого используется вакуумный пресс, который обеспечивает равномерное и надежное приклеивание рабочей поверхности на всей площади доски.

После склеивания основы будущей аудиторной доски изготавливается профиль и мелосборник. В этом случае мастера используют специальные столярные инструменты, которые обеспечивают точность срезов, что необходимого для четкого совмещения всех углов в раме доски. Наконец, на последнем этапе все отдельные части доски монтируются, готовое изделие упаковывается вместе с комплектом для крепежа, инструкцией по монтажу, техническим паспортом и прочими необходимыми документами.

Для того чтобы открыть производство одних лишь школьных досок, не требуется большой капитал. Однако само по себе узкоспециализированное производство вряд ли будет рентабельным. Выгоднее заниматься изготовлением всего спектра школьного оборудования, включая парты, шкафы для методической литературы и пр. В этом случае затраты, конечно, окажутся выше. Вам потребуется помещение под производственный цех, столярное оборудование, чертежи. К школьной мебели предъявляются особые требования. Существуют специальные стандарты и требования. Ознакомьтесь с ними перед началом работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует требования к учебной мебели, является ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия» от 1 июля 2003 года. Также существуют различные ГОСТы, в которых определяются функциональные размеры и требования к различным видам школьной мебели (парты, столы, стулья).

Требования к школьным доскам приводятся в ГОСТе 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования». Имейте в виду, что на школьную мебель необходимо оформить декларацию о соответствии с формулировкой: «Мебель для общеобразовательных школ (торговая марка): столы, стулья (с указанием моделей и артикулов)». На столы и стулья, которые предназначены для школ, нужно будет оформлять разные протоколы испытаний, так как для каждого вида изделий действуют различные ГОСТы.

Вам также придется активно заниматься поиском клиентов. Конкуренция на рынке такой мебели велика, поэтому представители компаний-производителей ходят по учебным заведениям своего города и предлагают свою продукцию напрямую. Дополнительную прибыль может принести и продажа учебных парт и досок, предназначенных не для школ, а для бытового использования. Многие родители, когда их дети идут в первый класс, приобретают не привычные письменные столы, а специальные парты, столешница которых имеет небольшой наклон. Такие парты имеют эргономичную конструкцию. Некоторые модели можно регулировать по высоте, что увеличивает срок службы изделия. Впрочем, изготовление и продажу специальной ортопедической мебели сложно назвать «дополнительным» направлением работы производственного предприятия, так как на ее разработку и производство потребуется немало средств. А вот доски для письма мелом или маркером используются не только в школах, но и в офисах, и даже в качестве элемента декора обычной жилой квартиры или дома. Такие доски отличаются меньшим форматом, нежели аудиторные. Иногда их делают в виде складных мольбертов (односторонние и двусторонние доски, иногда с комбинированными поверхностями). Они не предназначены для интенсивного использования, поэтому производители используют для них бюджетные покрытия, вплоть до окрашивания фанерных поверхностей специальной краской для школьных досок. После высыхания такой краски на окрашенных ею поверхностях можно писать мелом. Главный минус этого покрытия – невысокая износоустойчивость (мел легко оставляет царапины на краске).

Минимальный стартовый капитал на открытие маленького цеха по производству школьной мебели составляет 150-200 тысяч рублей. В эту сумму входит лишь аренда помещения под цех и склад, а также покупка оборудования и инструментов для работы. Сроки окупаемости составляют от шести месяцев. Для организации более крупного производства потребуется от 2,5-3 млн. рублей. Школы закупают мебель и оборудование для классов в период с марта по октябрь-ноябрь. Весной, как правило, определяются с потребностями каждого класса, а осенью приобретается все необходимое. Поэтому открывать производство школьной мебели рекомендуется осенью-зимой, чтобы успеть подготовить образцы. Не забудьте составить каталоги с фотографиями и подробным описанием своей продукции, а также подготовьте для своих менеджеров по продажам визитки с контактными данными или рекламные листовки с информацией о вашей фирме.

Лилия Сысоева 

01.01.1970

Все материалы по тегу: производство мебели

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: