Своя трансформационная игра: стартовые вложения и расчет доходов

Своя трансформационная игра: стартовые вложения и расчет доходов

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Трансформационные игры сегодня популярны как никогда. Этот инструмент привлекает психологов и игропрактиков своей эффективностью, ведь в ходе игры клиент может проще осознать свои нерабочие паттерны и шаблоны, которые он применяет в реальности, познать самого себя, посмотреть на ситуацию с другого ракурса. Трансформационные игры существуют практически под любой запрос. Многие, испытав эффект на себе, задаются вопросом: "Можно ли заработать на создании и продаже своей трансформационной игры?" Разберемся с этим в статье.

Перед началом любых расчетов нужно рассмотреть общие стратегии их производства и продаж. После того, как игра придумана, протестирована и созданы правила, нужно предъявить миру свое творчество. В стандартной ситуации, когда дело касается классических настольных игр, выбора, по сути, есть два: попробовать издать и продвинуть свою игру самостоятельно, либо обратиться в издательство.

  • Самостоятельное издание и продвижение. Что сулит первый путь? В этом случае все риски вы берете на себя, но одновременно ни от кого целиком не зависите. Методом проб и ошибок вы без сомнения сможете распечатать игру, увидеть ее физическое воплощение. Возможно, вы также сможете самостоятельно разобраться в том, как снизить себестоимость, не потеряв в качестве. Главный вопрос в том, сможете ли вы без серьезных затрат на рекламу и не прибегая к посредникам, продать свою игру и окупить вложенное на первый же крупный тираж? Есть ли у вас некая аудитория, которой вы сможете массово предложить свою игру, есть ли рынок сбыта, связи?

  • Через издательство. Второй вариант - казалось бы, это именно то, что позволит снять с себя основные заботы. Обратиться в издательства можно даже с прототипом, когда у автора по сути еще нет ничего, кроме горящих глаз, самого шаблона игры и правил. Все остальные этапы производства и вывода на рынок в розничные сети берут на себя издатели. Обычно автор получает не более 5-10% отчислений с каждого тиража. В среднем, по данным “Мосигры”, в год рядовая настольная игра имеет тираж 3-5 тысяч экземпляров, реже - около 10 тыс. и больше. Таким образом если, в розницу игра стоит 1000 рублей, оптом - 500, то автор получит около 25 рублей с каждой коробки. Иными словами, в год можно рассчитывать на 75-100 тыс. рублей, в лучшем случае - 250 тыс. рублей. От рассмотрения прототипа до появления на полке магазина обычно проходит 7-8 месяцев. Также нужно понимать, что издательства заинтересованы в первую очередь в собственной прибыли. Поэтому зачастую сотрудничество с авторами их интересует лишь отчасти. Если на зарубежном рынке издатели увидят игру, которая уже востребована на рынке и известна покупателям, то они скорее возьмутся за ее локализацию в России, нежели будут продвигать с нуля игру отечественного разработчика. В итоге издатели заключают сотрудничество с единицами авторов в год.

Как правило, если речь идет о создании не классической, а психологической настольной игры, обладающей неким трансформационным эффектом, авторами выбирается первый вариант. Почему? Целевая аудитория магазинов развлекательных настольных игр, куда открывают дорогу такие специализированные издательства, практически не пересекается с аудиторией игр трансформационных. В последнем случае ЦА ищет не развлечения, а является клиентами психологов, коучей, тренеров.



На сайтах и в персональных аккаунтах разработчиков, реализующих психологические игры, нетрудно увидеть, что средняя стоимость их иногда в 3-4 раза выше рядовых настолок. Объясняется это многими факторами. Во-первых, как уже было сказано, такие игры дают участникам некий результат, а не только как развлечение. Во-вторых, эти игры позиционируются как авторские. В-третьих, выпускаются они ограниченным тиражом, что ощутимо увеличивает их себестоимость. Нередко психологические игры реализуются как целые курсы, включающие не только саму игру, но и обучение, кейсы, сертификаты и прочее.

Другое дело, что изготовляются большинство психологических игр кустарным образом и, к сожалению, выглядят недостойно по отношению к запрашиваемой цене. Но чтобы не быть похожими на отрицательные примеры над воплощением своей игры нужно как следует потрудиться.

Если вы хотите научиться профессионально разрабатывать свои трансформационные игры, то для этого существуют специальные онлайн-курсы. Например, трехмесячный информационный курс "Игропрактик как профессия", раскрывающий все секреты профессии: от управления игровым процессом до разработки собственной игры. 

Разработка и производство психологической игры

Производство настольной игры хорошего качества - процесс не самый быстрый и в итоге не всегда оправдывающий ожидания. Очень многие авторы сильно недооценивают размер стартовых вложений и попросту отказываются от своей идеи на этапе мониторинга цен в типографиях. Дело в том, что создавать и реализовывать игры в единичных экземплярах просто нерентабельно. Обратившись в типографию, заказчики с ужасом узнают, что изготовление их игры в единичных экземплярах стоит 20 и более тысяч рублей. Забегая вперед, скажем, что стартовый тираж, по опыту экспертов рынка, должен составлять хотя бы 500 экземпляров и больше. Печатать меньше экземпляров - дорого и невыгодно. 

Идея и тестирование. Как правило, сама разработка игры - это то, что оценить трудно. Вряд ли авторы игр будут закладывать в стартовый капитал или себестоимость конечной игры свои бессонные ночи, исчерканные черновики и высчитывать стоимость часов, потраченных на придумывание игровой механики. Сложности, как правило, начинаются с создания изображений. Однако в стартовые расходы вы все же можете вложить графу тестирование, куда войдут затраты на распечатку прототипа или распечатки “на пробу” первых экземпляров. Согласитесь, перспектива распечатать сразу несколько сотен испорченных игр не радует. Подробнее о принципах тестирования настольных игр мы рассказывали в отдельной статье. 

Изображения и прорисовка. Самый лучший, правильный и дорогой путь, по которому можно пойти - это воспользоваться услугами художника. Средний художник берет за рисунок от 2,5 тысяч рублей. Качественная художественная отрисовка игры (а в психологических и метафорических играх она важна особенно!) с полем и набором рисованных карточек обойдется в сумму около 100-150 тысяч рублей. Подробнее об авторских правах при сотрудничестве с художником мы, кстати, тоже уже рассказывали.

Как правило, уже на этой стадии многие авторы хватаются за голову и выбирают обходные пути. Например, покупают месячную подписку в фотобанках, например, в Shutterstock на 350 или 750 изображений (около 14 и 19 тыс. соответственно). Такой шаг с одной стороны, снижает риски по нарушению авторских прав. С другой стороны его нельзя назвать верным, поскольку подписка предусматривает лишь стандартную лицензию без возможности использовать изображения в коммерческих целях. Для второго же случая приобретаются пакеты по запросу с расширенными лицензиями. И стоимость их может, мягко говоря, не обрадовать. Например, на Shutterstock 5 изображений с расширенной лицензией на момент написания статьи обойдутся в 32 тыс. рублей.

Поэтому многие авторы стараются бесплатно использовать картинки с пометкой Public Domain, то есть работать с теми изображениями, которые переданы в общественное достояние. Ими могут быть, например, картины художников позапрошлого века.

Наиболее же оптимальным выходом из ситуации, является вариант, когда автор психологической игры сам является художником, либо работает с ним в тандеме.

Коробка. Коробка - это элемент, который во многом определяет первое впечатление от игры. Поэтому обычные дешевые гофрокороба для посылок вряд ли тут подойдут. Стандартная коробка средней настолки толщиной каппы 1,25 мм, обычной мелованной бумагой для обклейки, печатью и лаком будет стоить около 70 рублей/штука за тираж 3000 экземпляров. Не забываем, чем меньше тираж - тем дороже стоимость. На цену коробки может влиять еще много факторов. Например, если в игре предусмотрен ложемент (внутренние отсеки, которые держат компоненты игр на местах), то прайс может вырасти в два раза. 

Разумеется, на коробке можно попытаться сэкономить, например, полностью исключив использование игрового поля (например, когда игровое поле является составным и складывается из карточек), либо поискать оптом готовые коробки из дерева и фанеры. Однако, чтобы такая коробка выглядела презентабельно, нужно будет отдельно позаботиться об оформлении, достойной гравировке и прочем, в связи с чем велик риск не только не выиграть, но и значительно проиграть в себестоимости картонным вариантам. Часто используемым, но далеко не самым лучшим решением также является использование мешочков, сумочек и прочее – что, зачастую, выглядит дешево.

Игровое поле. Стандартное игровое поле также, как и коробка делается многослойной и изготовление ее чуть проще. При изготовлении поля также нужно обратиться в типографию, которая умеет кашировать переплетенный картон с лайнерами. При единичном экземпляре поле размером 500х250 мм будет стоить около 550 рублей, при тираже 3000 штук - примерно 60 рублей за единицу, 500 штук обойдется примерно в 400 рублей/штука. Варианты удешевить поле - распечатать его на ткане или в виде баннера. Однако в таком случае вам придется отказываться от привычной упаковки в виде коробки, заменяя ее на тубус или что-то еще.

Правила и руководства. Если речь идет о нескольких играх, то правила можно печатать кустарно на собственном принтере или в сервисах печати от десяти рублей за лист. В типографии единичные экземпляры будут стоить очень дорого, а вот тираж в 1000 экземпляров на 12 полос 200*200 обойдется в 25 рублей/шт.

Карты. К игровым картам существуют определенные требования. Желательно, чтобы они были приятными на ощупь и удобными для перемешивания, быстро не затирались, а их размер не стеснял бы изображенную на них информацию. Обычно набор включает 50-100 карт. Если просто напечатать карты в оперативной полиграфии и разрезать лист с картами, то один экземпляр колоды на 100 карт среднего размера обойдется примерно в 1.5-2 тыс. рублей. Экземпляр такой же колоды, сделанной “как надо” на картоне будет стоить 3-4 тысячи рублей. При тираже в 500 экземпляров стоимость колоды можно снизить примерно до 300-400 рублей. Однако к этой сумме нужно приплюсовать еще и стоимость упаковки всей игры.

Фишки, фигурки и кубики. Фишки и кубики могут быть закуплены готовыми наборами при оптовой цене 10-20 рублей/комплект, а могут быть уникальными, произведенными непосредственно для конкретной игры. Проблема в том, что интересные фигурки делаются сложно и дорого. Например, чтобы создать деревянную фигурку, от поиска дизайнера до готовой лакированной фигурки нужно пройти множество этапов: создать макет, подобрать материал, найти заготовки, а после изготовления фигурки ее нужно покрасить, не допустив потеков, просушить, затем - пролакировать. Очень дорого обойдутся и единичные фигурки из металла, тираж меньше десятка тысяч штук иногда просто нецелесообразен. Поэтому на этой статье расходов создатели авторских игр обычно стараются экономить максимально.

Помимо приведенных выше элементов игры в зависимости от вашей концепции вам могут понадобится также дополнительные - картонные маркеры, всевозможные тайлы, необычные рандомайзеры взамен кубикам (например, рулетки) и так далее.

Верстка и корректорская правка. Не забываем о том, что прежде чем игру изготовить, ее нужно грамотно сверстать и подготовить к типографии. На эти цели стоит закладывать не менее 20-30 тысяч рублей.  

Арсенал игропрактика “1000 идей”: что входит в бизнес-пакет

Стартовые затраты на создание игры

 Что получаем в итоге? Приведем примерные цифры для разработки усредненной настольной игры со стартовым тиражом в 500 экземпляров. 

 СТАТЬЯ ЗАТРАТ  СУММА, РУБ. 
 Услуги художника

100 000

 Верстка и подготовка к печати

20 000

 Игровое поле (500 экземпляров)

200 000

 Колода карт 100 шт. (500 экземпляров)

200 000

 Коробка (500 экземпляров)

80 000

 Правила (500 экземпляров)

50 000

 Набор фишек/кубиков (500 экземпляров)

5 000

 Итого: 

 655 000


Таким образом, как мы видим, полноценная настольная игра с полем и карточками в тираже 500 экземпляров обойдется в сумму более полумиллиона рублей. Существенно снизить расходы на разработку, как мы уже говорили, можно, сэкономив на художнике или исключив из затрат игровое поле, то есть сосредоточившись на игровых карточках (например, используя их как составные элементы поля). Однако в последнем случае придется тщательнейшим образом подойти к их созданию и прорисовке, чтобы сложенные вместе они являлись полноценным эквивалентом игровому полю и правильно стыковались рисунками друг с другом. Удачным примером такой колоды можно назвать психологические карты “1000 дорог”, которые используются в том числе для проведения настольной психологической трансформационной игры "Пространоство вариантов", а также карты "1000 идей", с которыми проводится деловая коучинговая игра "Стартап".

Организация продвижения и продаж настольной игры

Как правило, продать 500 первых экземпляров - не такая уж простая задача даже в том случае, если продавец реализует игру через крупные сети. Оптимально - если к моменту создания игры вы уже будете обладать именем в глазах своей целевой аудитории. Как правило, авторские трансформационные настольные игры выпускают психологи, коучи, консультанты, практикующие специалисты помогающих профессий.

Каков перечень необходимых каналов присутствия и продвижения для реализации психологических настольных игр?

  • Сайт. Для продажи собственных игр можно вполне обойтись одностраничником на базе “Тильды”. Бизнес-пакет будет стоить 1000 рублей в месяц при годовой подписке и 1250 при помесячной оплате.

  • Социальные сети. Социальные сети могут стать одним из самых главных каналов продаж психологических игр. Особенно популярен сегодня “Инстаграм” - именно на нем нужно сосредоточиться в первую очередь. Также можно вести аккаунты в Facebook, “Вконтакте” и т.д. Вести соцсети желательно самостоятельно, но обязанности по администрированию аккаунта можно переложить на отдельного человека, выполняющего комплексные услуги по наполнению и продвижению. Стоимость этих услуг составит около 10 тыс. рублей в месяц за аккаунт.

  • Видеоблог. Хорошо, если ваша игра будет представлена в авторском блоге на YouTube или будет фигурировать в видеообзорах других блогеров. Так о ней узнает больше потенциальных покупателей и клиентов на обучение.

  • Работа с маркетплейсами. Вы можете продавать свои товары через маркетплейсы типа Ozon. Как правило, комиссия берется только за выполненные заказы, а ее размер зависит от категории товаров и устанавливается с учетом средних цен и маржинальности. При сотрудничестве с маркетплейсами нужно быть готовым к 40-50% комиссии, жестким требованиям к срокам поставки и пеням за несоблюдение сроков доставки товара на склад. Про особенности торговли на маркетплейсах можно почитать здесь
    Также рассмотрите варианты сотрудничества со специализированными площадками, реализующими психологические игры, метафорические карты и схожую продукцию (“Макомания”, MACards.ru и другие) – по сути, именно эти площадки являются предпочтительным вариантом для сотрудничества.

  • Электронные каталоги. Если вы занимаетесь не только продажей психологических настольных игр, но и проводите консультирование и работаете в качестве ведущего-игропрактика, обозначьте или обновите перечень своих услуг на сайтах типа Самопознание, Яндекс.Услуги, profi.ru, VseTreningi.ru, b17.ru и т.д.


Особенности регистрации бизнеса для производителей игр

Для деятельности по созданию игр лучше всего зарегистрировать ИП с упрощенной системой налогообложения, где объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расхода (УСН 15%). Процедура оформления стандартная. Сегодня открыть ИП можно бесплатно в течение нескольких минут через Госуслуги. Подробнее об открытии ИП можно узнать здесь. При регистрации необходимо указать код ОКВЭД 32.40 Производство игр и игрушек. В эту группировку включено производство настольных и подобных игр. Если же вы также планируете проводить психологические игры, следует указать еще несколько кодов: подробнее об их выборе можно прочитать в этой статье.

Вложения, выручка и постоянные расходы

Сколько примерно уйдет средств на старт, если рассматривать выпуск настольных психологических игр как отдельное направление бизнеса? Давайте посчитаем необходимую сумму при условии, что вы работаете самостоятельно и храните тираж у себя дома. 

 СТАТЬЯ ЗАТРАТ  СУММА, РУБ.
 Создание игры и стартовый тираж (500 экз.)

655 000

 Самостоятельное создание сайта (оплата годовой подписки на "Тильде")

10 000

 Онлайн-касса (установка+настройка)

45 000

 Реклама (соцсети, реклама у блогеров)

30 000

 Транспортные и прочие расходы

10 000

 Итого:

750 000

В текущие расходы войдут реклама, оплата подписки сайта, сопровождение онлайн-кассы. За доставку, как правило, платит покупатель.

Расчет доходов и окупаемости

Ценообразование. В вопросе ценообразования настольных игр, также как и с любыми другими товарами, всегда можно отыскать некие ориентиры. Во-первых, имеется та сумма, ниже которой цену ставить просто нельзя - это себестоимость производства игры. Во-вторых, существует верхний ограничитель - это платежеспособность людей и цены на аналогичные товары у конкурентов.

Как видим из предыдущих пунктов, себестоимость только производства одной игры при тираже в 500 экземпляров составит около 1500 рублей.

Не забывайте о собственной зарплате, налогах, комиссиях онлайн-кассы, стоимости банковского и бухгалтерского обслуживания, примерных затратах на рекламу за весь период, за который вы предположительно распродадите весь тираж. Их надо сразу учесть при расчете себестоимости.

Возьмем для примера планируемый срок реализации тиража в 500 экземплярах - один год (очень оптимистичный!). Очень условные укрупненные статьи расходов.

  • Стартовые вложения в производство, регистрацию компании, настройку кассы и сайта – 750 000

  • Ваша заработная плата за 1 год (именно столько вы или сотрудники будете ежедневно заниматься продажей и продвижением игр) – 50000х12 = 600 000

  • Реклама – 30000 х 12 = 360 000

  • Дополнительные расходы на обслуживание бизнеса в год (налоги, отчисления, транспортные и пр.) 200 000

ИТОГО: 1 910 000

Себестоимость одной игры: 3820 руб.

Часто у начинающих авторов игр нет таких инвестиций. А потому игры получаются примитивными, качество исполнения кустарным и в итоге они все равно готовы демпинговать, лишь бы вернуть хотя бы свои вложения в производство (что тоже не улучшает конкурентную ситуацию на рынке).

На обычные настольные игры наценка устанавливается в размере 80-100%. Однако то, что нормально для массмаркета и развлекательных игр, для игр авторских и психологических не подходит. Здесь наценки близки к подарочно-сувенирному сегменту и начинаются от 300-500% (особенно, если идет речь о т-играх-тренингах). То есть в принципе цены на психологическую игру при оптовом производстве в 500 экземпляров могут начинаться от 10 тысяч рублей (и не забывайте, что продавец получит только 60-70% от этой стоимости при реализации через маркетплейсы).

А что насчет верхнего ограничителя? Некоторые разработчики психологических игр устанавливают цены на свои творения в размере 20, 40 и даже 100 тыс. рублей. Однако такая цена зачастую объясняется не столько известностью автора и популярностью его игровых методик, столько высокой себестоимостью игры и низких тиражах. При слабой рекламной политике (а так обычно и бывает) такие игры имеют единичные продажи.

С одной стороны авторы, устанавливая подобные цены, могут делать ставку на уникальные авторские методики и трансформационный эффект, с другой - существует известная опасность. Дело в том, что психологическая игра отчасти воспринимается клиентами как психологическая услуга, а оценить качество такой услуги до ее оказания клиент не может. Зачастую он не готов выложить подобную сумму без большого количества подкрепляющих факторов (отзывов, положительных упоминаний игры и авторов в сети, обзоров и т.д.)

Доходы и окупаемость. Предположим, что вы установили цену на свою игру в размере 10000 рублей и продаете через маркетплейс. Отбить вложенное можно и нужно постараться в обозримом будущем, то есть продать 500 игр за год.

Ваша примерная прибыль по итогам года: 500 экз х 3180 (10000 цена – 3000 комиссия магазина – 3820 себестоимость) = 1590000

Но это при условии, что вы продаете ежемесячно по 42 игры. А чтобы обеспечить такие продажи на перегретом высококонкурентном рынке надо очень много времени отдавать продвижению и популяризации своей игры (и сразу становится понятна важность заложенных в себестоимость расходов на вашу зарплату).

В заключении хотелось бы дать совет: прежде чем разрабатывать свою игру, хорошо изучите рынок и научитесь проводить игры, которые предлагают лидеры рынка – например, компания «1000 идей». Только так вы поймете потребности и боли специалистов, которые будут у вас покупать эти игры, а также запросы, с которыми к ним обращаются клиенты, записываясь на участие в игре.


02.02.2023

Все материалы по тегу: т-игры

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: