Виды франчайзинга
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Существует несколько классификаций видов франчайзинга, которые отличаются друг от друга в зависимости от того, какой именно ключевой фактор используется в качестве основы для выделения различных его видов.
Один из наиболее известных специалистов по франчайзингу в нашей стране В. Колесников приводит в своей книге «Построение франчайзингового бизнеса» шесть основных вариантов классификации, которые используется большинством современных исследователей:
-
классификация по виду деятельности франшизополучателя;
-
классификация по количеству выдаваемых лицензий (франшиз);
-
классификация по стратегии развития франчайзинговой системы;
-
классификация по функциональной структуре;
-
классификация по роли и функциям франшизодателя;
- классификация по стоимости франшизы (лицензии).
Виды франчайзинга по виду деятельности франчайзи
Рассмотрим их более подробно. В первом случае при использовании классификации по виду деятельности франшизополучателя выделяют три основных вида франшизы. Первая представляет собой франшизу на продажу готовой продукции (так называемый «товарный франчайзинг»). Как понятно из ее названия, в этом случае франшизодатель выступает в роли производителя определенной продукции и передает право ее продажи на определенной территории второму лицу. В свою очередь это второе лицо (франшизополучатель) получает это право, приобретая франшизу на продажу определенного товара под торговой маркой головной компании – производителя. По определению В. Колесникова, товарный франчайзинг представляет собой такой способ ведения бизнеса, при котором франшизодатель является изготовителем продукции и передает эксклюзивное право ее продажи, ограниченное определенной территорией, франшизополучателю путем продажи франшизы на реализацию готовой продукции под торговой маркой головной компании. Если же производимые товары не имеют торговых марок, то они не относятся к этому виду франчайзинга.
В рамках той же классификации также выделяют франшизы на производство (так называемый «производственный, или промышленный франчайзинг») – такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзер выступает в роли обладателя запатентованной технологии производства исходного компонента продукции и передает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, франчайзи путем продажи франшизы на производство и сбыт продукции под товарным знаком головной компании с использованием поставляемого ею сырья, материалов и технологий.
То есть в этом случае франчайзи получает от франчайзера описание технологии производства чего-либо (ноу-хау), а также право производить и продавать продукцию под товарным знаком головной компании с использованием поставляемого сырья и материалов. В отличие от франшиз на продажу готовой продукции, промышленный франчайзинг пока не получил в нашей стране большого распространения, что вполне понятно. Во-первых, в целом, производственная отрасль в России претерпевает не лучшие времена. Во-вторых, это направление требует больших вложений, и выжить на этом рынке даже с поддержкой головной компании новичкам будет очень сложно. Хотя существуют и положительные примеры, когда франчайзинговые компании, занимающиеся производством, быстро окупили свои расходы и начали приносить хорошую прибыль.
Строго говоря, производственным франчайзинг может называться лишь в том случае, если франшизодатель производит какой-либо уникальный товар, разрабатывает свои собственные технологии и производственные секреты. Франчайзи в этом случае также получают право на использование торговой марки головной компании и продажу ее товаров и услуг. Главное отличие заключается в том, что другие предприятия становятся участниками цикла деятельности франшизополучателями. Соответственно, к ним предъявляются и более высокие требования по налаживанию производственного процесса, качеству производимой продукции, к обучению сотрудников, выполнению плана, предоставлению строгой отчетности и т. д. Наиболее часто такой вариант франчайзинга встречается в сфере производства напитков (в первую очередь, безалкогольных), когда головное предприятие имеет в разных регионах местные разливочные и упаковочные заводы.
В системе франчайзинга, классифицируемого по виду деятельности, также выделяют такой вид лицензий, как франшиза на определенный вид деятельности. Это такой способ ведение бизнеса, согласно В. Колесникову, при котором головная компания, выступающая в качестве разработчика отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, ограниченное конкретной территорией, франшизополучателю открыть собственное предприятие такого же профиля и берет на себя обязательства полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки лицензии на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя.
Виды франчайзинга по количеству выдаваемых лицензий
На основании этого критерия выделяют всего два вида франчайзинга. Первый представляет собой франчайзинг отдельно взятого предприятия. Этот вариант за рубежом чаще всего связан с семейным бизнесом, где члены одной семьи выполняют функции как менеджеров по управлению, так и работников компании. При этом их бизнес является основной формой занятости для всех сотрудников и единственным (или хотя бы основным) источником дохода для всей семьи.
Франчайзинг второго вида, выделяемый в рамках этой классификации, называется корпоративным. Если франчайзинг отдельно взятого предприятия – это скорее «архаичный» пример семейного бизнеса (что, впрочем, вовсе не означает, что он не может быть успешным и прибыльным), то корпоративный франчайзинг представляет собой систему нового типа. Это компания, инвестиционные группы или отдельные инвесторы, которые заинтересованы, прежде всего, в создании региональной франшизной сети с наемными и аутсорсинговыми работниками, а не в развитии одного конкретного франчайзингового предприятия.
Корпоративный франчайзинг может развиваться по двум основным направлениям. Франчайзинговая сеть в первом случае ограничивается определенным видом деятельности. Причем, как правило, эта деятельность контролируется владельцем головной компании – ее генеральным директором. Во втором случае франчайзи может охватывать сразу несколько сфер франшизного бизнеса, включая сферу услуг, продажу товаров и/или производство.
Виды франчайзинга по стратегии расширения бизнеса
По стратегии расширения франчайзингового бизнеса выделяют четыре вида франчайзинга. Первый из них – это классический франчайзинг на условиях опциона (опцион – это право на выкуп), то есть это такой способ ведения бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор с франчайзером на приобретение франшизы на условиях опциона. Согласно этому договору, он не только может открыть одно франчайзинговое предприятие на определенной территории (что представляет собой наиболее распространенный вариант), но и получает преимущественное право на открытие сразу нескольких франшизных точек на льготных условиях и действующих под брендом франчайзера. Как будет франшизополучатель развивать свой бизнес в дальнейшем, зависит от условий франшизного договора, где прописываются все условия вплоть до количества допустимых франшиз и даже графика их открытия.
Конверсионный франчайзинг предполагает присоединение к бренду франчайзера самостоятельного предприятия, работающего в той же или смежной отрасли. Эта схема почти одинаково выгодна обеим сторонам: франчайзи, как и в других случаях получает право пользоваться «привилегиями» раскрученного бренда, а франчайзер получает партнера, который не требует специального обучения и долговременной поддержки. Последний уже обладает определенным опытом и собственными наработками, а его, пусть и небольшая, фирма имеет определенную репутацию и пользуется доверием со стороны клиентов (что является большим плюсом особенно в регионах).
Следующий вид франчайзинга можно было бы назвать более высоким уровнем конверсионного франчайзинга. Он называется дочерним и представляет собой такую форму создания франшизных предприятий, при которых франчайзи – это опытный предприниматель с собственным успешно функционирующим бизнесом. В данном случае цели такого партнерства несколько отличаются. Дочерняя франчайзинговая компания переходит на новый уровень своего развития – осваивает новые рынки, увеличивает свою конкурентоспособность или занимается инновационными разработками.
Также существует франчайзинговый контракт на менеджмент. Он представляет собой способ организации взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, при котором последний является скорее инвестором, а не владельцем собственного бизнеса. Его роль в управлении компанией и в ведении дел более пассивна, он практически во всем полагается на менеджмент головной компании, вкладывая деньги в ее развитие.
Виды франчайзинга по функциональной структуре
При классификации по структуре построения франчайзинговой сети чаще всего выделяют два основных вида франшизы – индивидуальный и местный (районный). Индивидуальным франчайзингом называют такую форму организации бизнеса, при которой франчайзи может открыть лишь одно франшизное предприятие под торговой маркой франчайзера. Причем он ограничивается одной определенной территорией (регионом).
Районный франчайзинг дает франшизополучателю большую свободу: в его распоряжении оказывается целый регион, хотя количество предприятий и график их открытия на этой территории также определяются головной компанией.
В нашей стране и за рубежом чаще всего используется классическая схема создания франчайзинговой сети: предприниматель приобретает франшизу на открытие одного предприятия на конкретной территории, затем открывает свой бизнес и начинает его развивать. На этом этапе обычно нет большой разницы между индивидуальным и районным франчайзингом. Она становится очевидна на втором этапе, когда индивидуальный владелец вынужден ограничиваться одной своей компанией, а обладатель районной франшизы начинает создавать свою франчайзинговую сеть. Последний вариант, несомненно, выгоден, особенно если франшизополучатель заинтересован в освоении западных рынков. Однако он сопряжен с большими рисками.
Районный франчайзинг в свою очередь может развиваться на основе субфранчайзинга или на основе освоения региона. Субфранчайзинг представляет собой такие взаимоотношения, при которых головная компания передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель, с правом продажи субфраншиз конечным франшизополучателям. При этом субфранчайзи также выплачивает своему франчайзеру определенное вознаграждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с договором.
Субфранчайзинг предполагает несколько основных этапов. Сначала крупный международный мастер-франшизодатель с широкой сетью филиалов по всему миру выбирает интересующий его географический регион для дальнейшего развития и предлагает потенциальному мастер-франшизополучателю заключить с ним договор мастер-франшизы. Затем субфранчайзер по этому договору приобретает у своего франшизодателя право продажи субфраншиз на территории своего государства (тоже с обязательством открыть определенное количество фирм за определенный период времени с их дальнейшем контролем). Новые владельцы субфраншиз платят вступительные взносы и ежемесячные роялти субфраншизодателю, а последний делает ежемесячные отчисления головной компании. В эти отчисления входит его собственная часть вознаграждения, а также вступительные взносы и часть суммы с роялти, полученных с других участников сети.
Освоение региона предполагает такие контрактные взаимоотношения между франчайзером и инвестором территории (лицо, которое обладает правом развития территории), при которых головная компания дает последнему эксклюзивное право на развитие определенного географического региона в обмен на отчисления и открытие оговоренного количества франчайзинговых точек за определенное время. Как и в первом случае, здесь также предполагается четыре этапа работы. Сначала франчайзер изучает деятельность своих франчайзи в региональной сети и выбирает наиболее успешного из них. Он предлагает партнеру, которому принадлежит индивидуальная франшиза, стать его региональным представителем на определенной территории. Франчайзи, ставший таким представителем, также покупает у франчайзера право на отбор потенциальных франшизополучателей, оказывает им помощь на первоначальном этапе по запуску франчайзингового предприятия. Затем новый франшизополучатель подписывает договор с франшизодателем (головной компанией) и платит вступительный взнос в франшизную сеть и ежемесячные роялти, а региональный представитель получает часть средство со вступительного взноса и с суммы роялти.
Виды франчайзинга по роли и функциям франшизодателя
По этой классификации можно выделить четыре вида франшизных систем: систему «производитель – розничный продавец»; «производитель – оптовый продавец»; «оптовый продавец – розничный продавец», а также «поставщик услуги – розничный продавец». Во всех четырех случаях первый является франшизодателем, а второй – франшизополучателем.
Виды франчайзинга по стоимости франшизы
Здесь специалисты выделяют от трех до семи видов франшизных систем. В первом случае можно назвать небольшие франшизные точки (до 100 тыс. долларов), средние франшизные предприятия (100-500 тыс. долларов) и крупные франшизные предприятия. Сейчас большее распространение получило деление на семь видов: франшизные фирмы стоимостью до 10000 долларов (коммерческая чистка), 10000 – 24999 долларов (свадебные путешествия, образовательные услуги для детей), 25000-49999 долларов (торговля спортивной одеждой и инвентарем), 50000-99999 долларов (продукты питания, сети кофеен, полиграфические услуги), 10000-499999 долларов (сети магазинов продуктов питания, производство наружной рекламы, сети ресторанов), 500000-1000000 долларов (сети ресторанов, сети фитнес-центров, сети отелей). Скорее всего, эта классификация еще будет дополняться и изменяться по мере развития и расширения франчайзингового бизнеса.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса