openbusiness.ru
Спецпроект openbusiness.ru
В чем суть методики игр компании "1000 идей"

В чем суть методики игр компании "1000 идей"

Метод рассказа историй вместе с играми помогает преодолеть сопротивление клиента: на время выполнения упражнения он сам готов применить к своей жизни концепцию истории, которую предложит игропрактик.

Все программы и тренинги компании "1000 идей", включая курс "Игропрактик" разработаны с использованием метода "Магия хороших историй". Суть метода "Магия Хороших историй" заключается в применении естественного для психики способа восприятия и упорядочивания информации о мире в виде посредством истории. Наш метод, опираясь на мифы и лучшие произведения мировой литературы, учит распознавать эти сюжеты в своей жизни и проживать их в процессе выполнения упражнений и игр для получения полезного эффекта.

Механизм работы психики человека – это создание историй. Об этом первый заговорил Юнг, а его ученик Джеймс Хиллман положил это наблюдение в основу метода, обобщив и обосновав это в своем труде «Исцеляющий вымысел». Создать сюжет — значит перейти от вопроса «а что затем произошло?» к вопросу «почему это произошло?». Каждый из нас живет в своем сюжете, и задача психолога-консультанта распознать сюжет, в котором живет клиент, и предложить новое более эффективное развитие сюжета или его трактовку.

Однако зачастую и сами психологи живут в своем сюжете (своей психологической теории, в своем мировоззрении) и прикладывают свой сюжет, свое объяснение к тому, что происходит в жизни пациента. По сути они рассказывают себе, клиенту или окружающим свою версию истории пациента. Жалоба на то, что психолог навязывает свою точку зрения и накладывает на клиента собственный опыт и жизненные установки - одна из самых распространенных у клиентов. 

В 1934 году было опубликовано интервью с Зигмундом Фрейдом, которое было написано в форме откровенной беседы, в которой Фрейд как бы конфиденциально рассказывает о том, в чем состоит его работа. Вот что говорит Фрейд:

«Все считают, что я отстаиваю научный характер моей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний. Это ужасное заблуждение превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос. Я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник ... и этому существует неопровержимое доказательство, которое состоит в том, что во всех странах, где психоанализ получил распространение, писатели и художники понимали и применяли психоанализ лучше, чем ученые. Действительно, мои книги в большей мере напоминают художественные произведения, чем научные труды по патологии... Мнe удалось обходным путем прийти к своей цели и осуществить мечту — остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом. Все великие ученые мужи наделены воображением, но, в отличие от меня, никто из них не предлагает перевести идеи, предлагаемые современной литературой, на язык научных теорий. В психоанализе вы можете обнаружить слитые воедино, хотя и изложенные на научном жаргоне, три великие литературные школы XIX столетия: Гейне, Золя и Малларме объединяются во мне под покровительством моего старого учителя, Гете»

История проблемы, которую вы будете излагать коллегам, себе или клиенту всегда - вымысел. Каждый из нас живет в своем сюжете, развивающемся по законам определенного жанра и в этом смысле имеющем предопределенность развязки. Но этих сюжетов, разумеется, неисчислимо больше, чем полагал Фрейд. Сюжеты есть мифы. Основные ответы на вопрос, «почему» происходит то или иное событие в рассказе, необходимо, в первую очередь, искать в мифах и литературе. Именно они создают архетипические образы и стратегии, заложенные в нашем бессознательном, - то, на чем и построена каждая игра по методике "1000 идей". 



Если вы уже имели знакомство с играми и упражнениями "1000 идей", вы не могли не заметить, что используемые в процессе каждой игры игровые карточки "1000 идей", "1000 жизней" и "1000 дорог" - это не просто отдельные вспомогательные образы или указания, а смыслы и даже целые "миры" в миниатюре: дороги, стратегии, архетипы. Бесконечное число комбинаций таких миров каждый раз создает неповторимое игровое поле. Это дает простор для создания необычных историй как для самих участников игр, и что особенно важно - открывает новые горизонты для самих ведущих. 


При творческом подходе к делу, игропрактик, работающий по методике "1000 идей", с тем же самым материалом может легко создавать свои собственные игры, не тратя время и деньги на освоение обычных настолок, привязанных к конкретному игровому полю. О глубинной работе с нашими психологическими картами мы отдельно и много рассказываем на специальном Интенсиве для партнеров.

Лучший способ создать новую историю

Как помочь взрослому человеку увидеть новые трактовки и варианты развития его собственной истории? Как соткать из событий его жизни новую пьесу со счастливым финалом? Сказкотерапия, притчетерапия, техники сторителлинга - все эти методы не случайно набирают все большую популярность. Они действительно очень эффективны.

Но, к сожалению, далеко не все взрослые люди готовы слушать истории, и совсем уж немногие, находясь в актуальной острой жизненной ситуации готовы слушать истории на их взгляд не имеющие к их проблеме явного отношения. А ведь нужно, чтобы клиент не только услышал историю, но и приложил этот сюжет к своей ситуации. И сделал это сам. И сам нашел параллели и вывел для себя ответы.


Использование игр и упражнений с психологическими картами компании “1000 идей”, основанных на историях, переключает фокус внимания клиента с факта изложения истории на игру. Мы меняем местами фигуру и фон, и сама история, без сопротивления достигает цели. Ну а процесс выполнения игрового задания закрепляет эффект: чтобы достичь игровой цели, клиент вынужден применить предлагаемый контекст непосредственно к своей ситуации.

Просто навязывая новую историю, можно вызвать сопротивление. Рассказывая же историю игры как часть расклада, который нужно выполнить, игропрактик обходит сопротивление клиента, воспринимается не как психолог, "лезущий в душу", а как друг и интересный собеседник.

Когда мы рассказываем истории, мы приглашаем душу найти параллели, заставить ее принять участие в этой постановке, включиться в игру, в проживание. Клиент берет на себя роль актера. Процесс исцеления начинается, когда мы покидаем зрительный зал и выходим на сцену психики, становимся действующими лицами некой истории...

Джеймс Хиллман

Записаться на курс "Игропрактик"

Другие статьи по вашей теме: