openbusiness.ru
Спецпроект openbusiness.ru
Автомойки самообслуживания в России: перспективы рынка

Автомойки самообслуживания в России: перспективы рынка

Автомойки самообслуживания в России - это во многом народный вид бизнеса: стоимость обслуживания для клиентов в них ниже, чем в обычных автомойках, а крупные сети не могут составить конкуренцию локальному бизнесу. Сколько еще времени автомойки самообслуживания будут популярным видом бизнеса?

Говоря о бизнесе на автомойках, начинать всегда следует с видов автомоек. Индустрию мойки автомобилей обычно делят на три основные группы в зависимости от спектра предлагаемых услуг: 

  • мойка самообслуживания - мойка, на которой клиент осуществляет мойку самостоятельно; 

  • классическая автомойка, которая предлагает более полный перечень услуг, когда сотрудники автомойки участвуют в процессе;

  • спа-автомойки, на которых предлагают дополнительный сервис, например, нанесение защитных и восстанавливающих составов на кузов автомобиля, полировка кузова, фар и пластика в салоне. 

Четкой градации между двумя последними группами нет, все зависит от позиционирования мойки на рынке, ее целевой аудитории и ценовой политики. 

В отдельную группу можно выделить полностью автоматизированные автомойки (портальные или туннельные), но их количество в России невелико (около 5% от общего числа), так как затраты на приобретение оборудования являются очень значительными, а также отсутствует культура использования таких автомоек российскими автолюбителями. Остановимся подробнее на мойках самообслуживания.

В настоящее время число автомоек самообслуживания в России растет стремительно. Почему так происходит? Это обусловлено несколькими различными факторами: большой свободной емкостью рынка, относительно низкой стоимостью входа на рынок, достаточно привлекательной рентабельностью, интересными перспективами развития рынка, обусловленными экономической ситуацией в РФ, небольшим сроком окупаемости проекта и простой организацией бизнес-процессов. Разумеется, основным преимуществом мойки самообслуживания является низкая стоимость самой мойки. Тем более, клиент сам может решать, сколько денег и времени ему комфортно потратить на мойку автомобиля. 

Целевая аудитория моек самообслуживания

С целевой аудиторией этого бизнеса все просто. Это преимущественно владельцы частного легкового автотранспорта, которые стараются сэкономить деньги на повседневном обслуживании автомобилей. Преимущественно мойками самообслуживания пользуются мужчины. Еще одними постоянными клиентами являются водители такси на своем автомобиле.

Таким образом, основным фактором, который является основой эффективности этого бизнеса, является низкая стоимость мойки.

Когда заполнится рынок автомоек самообслуживания

В Европе мойки самообслуживания получили широкое распространение уже в начале 2000-х годов. В России перспективы рынка этого вида бизнеса являются достаточно интересными. В 2018 году рост количества постов всех автомоек к 2017 году составил 7%. Их общее количество в РФ составляет около 30 тысяч. Однако это свидетельствует и о растущей конкуренции.

Традиционно, наибольшая плотность автомоек в Москве. По статистике “Автостата” за 2018 год, на Московскую область приходится 350 автомобилей на 1000 жителей, на Москву и Санкт-Петербург - около 300 автомобилей. Это бизнес крупных городов. Как правило, чем крупнее город, тем плотность автомоек в нем выше.

Вероятно, стоимость мойки автомобиля в 2019 году вырастет на 5-15%, что связано с повышением стоимости коммунальных услуг, налога на добавленную стоимость и стоимости автохимии.

Динамика продаж новых автомобилей в РФ по мнению экспертов не окажет значительного влияния на этот рынок в ближайшие годы. Драйвером развития рынка по-прежнему останутся именно мойки самообслуживания. Тем более, что потенциал развития еще огромен – по мнению экспертов мойки самообслуживания пока занимают не более 10% этого рынка, при 50-ти процентной доле в Европе. Однако следует учесть тот факт, что темпы роста количества автомоек значительно опережают темпы продажи автомобилей.

Считается, что насыщение рынка автомоек самообслуживания в России наступит примерно к 2025 году, что будет сопутствовать снижению маржинальности и укрупнению игроков на этом рынке. По данным исследования «БелБизнесКонсалтинг», проведенным в 2017 году, наибольшее распространение автомойки самообслуживания получили в Белгороде, Калининграде и Воронеже. Довольно мало автомоек самообслуживания пока в Москве, Владивостоке, Самаре, Казани, Краснодаре и Уфе.

Эксперты обращают внимание на слабую консолидацию рынка, то есть отсутствие крупных игроков. Это связано с большими инвестициями, которые необходимо вложить в создание сети и слабой важностью бренда на этом рынке. Потребителю совершенно не важна компания мойки, так как сервис, по сути, осуществляет он сам. Тем более, автомойка – это локальная история, то есть получить преимущество за счет логистических факторов не получится. Средний же чек мойки самообслуживания составляет около 150-200 рублей, что в 2-3 раза дешевле классической автомойки.

Другие статьи по вашей теме: