openbusiness.ru
Спецпроект openbusiness.ru
Обзор рынка психологических трансформационных игр

Обзор рынка психологических трансформационных игр

Какие психологические игры востребованы сегодня? Сколько в среднем стоит участие в играх? Какие тенденции есть на рынке? В этой статье - ответы на основные вопросы по поводу бизнеса на проведении психологических игр.

Бизнес на проведении всевозможных игр постоянно развивается, а с каждым годом на рынок выходят все больше специалистов, профессионально занимающихся игропрактикой. Объем реально оказываемых услуг по многим причинам оценить довольно проблематично. В том числе это сложно сделать и потому, что границы самого понятия “игропрактик“ размыты, а настольные игры как инструмент консультирования используют совершенно разные специалисты и неспециалисты, с игропрактикой себя не ассоциирующие. 

В этом обзоре мы уделим внимание нише психологических трансформационных игр, которая сейчас наиболее популярна. Чтобы игропрактику было удобнее ориентироваться в цифрах, мы провели некоторые подсчеты, которые позволят лучше выстроить ценовую политику своего проекта.

Какие трансформационные игры бывают

В первую очередь, обратите внимание на то, что есть разные типы психологических трансформационных игр, которые подразумевают различные законы жанра. 

  • Настольные трансформационные игры. Наиболее крупный блок игр, где несколько людей сидят за игровым столом, могут общаться друг с другом либо выполнять игровые действия. 

  • Трансформационные игры живого действия. Принцип таких игр в том, что участник физически вовлечен в игровой процесс с другими людьми. Это может быть выполнение карточек с заданиями, квесты, так называемые пространственные игры с перемещением людей по напольному игровому полю и так далее.

  • Психологические ролевые игры. Ролевые игры можно назвать скорее поджанром. Смысл в том, что игроки действуют не от своего имени, а от имени других персонажей, примеряя на себя их маски и открывая в себе новые ресурсы.

  • Коммуникативные психологические игры. Некоторые игры завязаны на словесном взаимодействии игроков и невозможны без коммуникации между участниками.

Также следует выделять психологические игры по направленности и целевой аудитории. 

Существуют следующие основные типы игр:

  • психологические игры для детей, подростков и родителей. Обычно проводятся психологами в детских дошкольных учреждениях и школах по различным тематикам: отношения со сверстниками и в семье, проработка сложных ситуаций из “взрослого мира”, творческие игры на развитие креативности, игры-тесты и т.д.

  • деловые психологические игры. Игры корпоративной направленности по командообразованию, выстраиванию эффективной психологической обстановки в коллективе, игры по темам профессиональных достижений, созданию бизнес-идей, выбору новых направлений развития бизнеса и т.д. Нередко сочетаются с форматом тренингов.

  • психологические игры для самопознания, самоопределения, работы с целью и поиском ресурсов. Круг психологических игр для широкой целевой аудитории, находящейся в поисках жизненного пути, предназначения. Основная работа идет с понятием цели: поиск цели, достижение цели, поиск ресурсов для достижения цели, психологические барьеры на пути к цели и т.д.

  • психологические игры по теме отношений. Игры, в которых основной тематикой являются отношения между людьми: семейные отношения, поиск второй половинки, отношения с коллегами, родственниками и т.д.

  • развлекательные психологические игры. Набирают популярность в последние годы. Нацелены в основном на молодых людей и проводятся в качестве интересного вида досуга, а психологический аспект является скорее дополнением к развлекательной составляющей.

  • психологические игры на тему здоровья. В таких играх рассматривается физическая и моральная сторона здоровья человека. Сюда входят игры, рассматривающие различные вопросы, касающиеся не только зож, но и вопросы прокрастинации, отказа от вредных привычек, повышения личной эффективности.

Разумеется, приведенные выше типы игр взаимно не исключают одна другую: наоборот, в последнее время одновременно с ростом количества специализированных игр также наблюдается тренд на взаимопроникновение тем. 

Также отметим, что в отличие от обычных настольных игр, психологические игры не обязательно требуют участия нескольких игроков - они вполне могут проводится индивидуально в формате “ведущий - игрок”.

Популярные психологические игры

Какие психологические игры пользуются популярностью сегодня? Ниже мы привели статистику поисковых запросов за месяц из “Яндекс.Вордстат”, где название игр объединяется со словосочетаниями “психологическая игра” или "трансформационная игра". Отмечаем, что количество отзывов здесь не отражает общее число пользователей, интересующихся той или иной игрой, а служит скорее для распределения мест среди психологических игр.

Популярные психологические игры по запросам Яндекс. Вордстат

Название игры

Описание

Запросы

1 Лила Чакра Настольная трансформационная игра, помогающая выходить за пределы привычных суждений и расширять сознание, достигать желаемого, разрешать сложные жизненные ситуации, выявить все препятствия и ложные убеждения, мешающие человеку в жизни

667

2 Генезис Настольная трансформационная игра, помогающая достигать своих целей и желаний, лучше узнать себя, устранять помехи на жизненном пути

346

3 Женское счастье Настольная трансформационная игра для женщин на снятие эмоционального заряда с проблемных ситуаций, поиск и обретение женского счастья

164

4 Трансформация Настольная трансформационная игра, посвященная глубинному осознанию тупиковых ситуаций в различных сферах жизни и поиск внутренних ресурсов для выхода из них

163

5 Лепешка Детская психологическая настольная игра, где игроки сами лепят игровые фигуры. Цель игры - отношения, отработка конфликтов, выработка социально-приемлемых форм общения и взаимодействия людей

151

6 Психосоматика Настольная психологическая игра для психологов, работающих с людьми, страдающими психосоматическими расстройствами

149

 7  1000 идей Психологические трансформационные игры с использованием психологических карт "1000 дорог", "1000 идей" и "1000 жизней"

148

8 Бункер Психологическая ролевая игра на определение скрытых черт личности в критической ситуации

145

9 Мафия Словесно-ролевая игра, обучающая умению определять обман, логично мыслить, формировать внутренний самоконтроль, развивать память, коммуникативную сферу

121

10 Карман Настольная семейная финансовая игра, которая учит правильно взаимодействовать с деньгами и выстраивать путь к цели

112

11 Империя магов Трансформационная игра-тренинг, позволяющая прояснить жизненные цели, найти пути решения различных жизненных ситуаций и внутренние ресурсы

99

12 Сатори Настольная трансформационная игра по философии Радикального Прощения Коллина Типпинга для тех, кто любит исследовать себя и держит в сердце обиды, которые мешают жить полной жизнью

98

13 Что делать если Психологическая игра для детей о способах действий в сложных и нестандартных жизненных ситуациях

87

14 Маленький принц Настольная трансформационная игра на самопознание, работу с внутренним “я”, поиск источников энергии

75

15 Потерпевшие кораблекрушение Коммуникативная психологическая игра-тест, которая учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, может внести вклад в сплоченность членов группы

69


Следует отметить, что некоторые популярные настольные игры, такие как “Мафия” или “Денежный поток” (Cash Flow) являются народными, то есть играют в них чаще всего без сопровождения профессионального ведущего. Что касается других психологических игр, то популярность в их отношении (за редким исключением) - вопрос скользкий. Дело в том, что многие игры приходят на рынок и тут же уходят с него, что связано не только с плохим продвижением организаторов, но и сущностью игр. Рано или поздно аудитория теряет к ним интерес, потому что появляются новые. Особенно такая проблема стала актуальна сейчас, когда богатство выбора у современного человека превышает всякие мыслимые пределы. В таких условиях у ведущего-игропрактика возникает потребность в инструментарии, позволяющем быстро перестроиться под новые тренды и без серьезных затрат времени и сил создавать новые психологические игры самостоятельно. Об этом мы рассказывали в статье про преимущества ведения бизнеса по методике “1000 идей”.

Как показывает динамика поисковых запросов от сервиса “Яндекc.Вордстат”, чаще всего психологическими играми люди интересуются в осенние месяцы и в начале весны, наибольший спад наблюдается в сезон отпусков - с мая по август. 

Средняя стоимость игровой сессии

Вопрос ценообразования в услугах на проведении психологических игр довольно сложен. Стоимость игр во многом зависит от уже сформировавшегося спроса и от личности самого игропрактика. Именно сам игропрактик подсчитывает себестоимость своего продукта: определяет приемлемую стоимость часа своей работы, оценивает затраченное время на подготовку к игре, выбирает уровень наценки. Разумеется, при большей популярности специалиста и стабильном потоке участников, цена его услуг, как правило, повышается, в то время как начинающие ведущие обычно сильно демпингуют. 

Особенность услуг по проведению психологических игр в том, что клиент не может оценить результат услуги до того, как он ее получит, поэтому готов платить более охотно, если видит подкрепляющие стимулы: большое количество положительных отзывов, активность в социальных сетях, привлекательный визуальный контент, вызывающий личное доверие. Поэтому стоимость одной и той же игры может варьироваться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч рублей.

Тем не менее, чтобы начинающему игропрактику примерно понять, на какую сумму стоит ориентироваться при формировании цены, мы проанализировали стоимость услуг по проведению психологических трансформационных игр на нескольких площадках. В расчетах учитывались:

  • объявления о платной записи на самые популярные трансформационные игры (см. таблицу выше), выходящие по топ-15 запросов поисковиков Google и “Яндекс”.

  • объявления о платной записи на трансформационные игры в наиболее многочисленных группах социальной сети “Вконтакте” (с количеством участников более 1000 человек), выходящих в поиске по запросу “психологические игры” и “трансформационные игры”

  • объявления о наличии платной записи на трансформационные игры на сайте b17.ru - крупнейшей базе психологов.

Согласно полученным данным, средняя стоимость участия одного человека в психологической игре составила 2000-5000 рублей с человека. В среднем, одна психологическая игра длится около 3-4 часов.

Многие ведущие психологических игр разделяют прайс в зависимости от числа участников на игре. Как правило, за индивидуальную игру организаторы берут сумму в 2-5 раз превышающую стоимость участия в групповой игре. Все больше предложений на рынке касается проведения психологических игр в режиме онлайн.

Целевая аудитория

Кто является целевой аудиторией психологических игр? Анализ участников трансформационных игр в социальных сетях показывает, что основной контингент составляют женщины от 26 лет и старше. Расклад между женщинами и мужчинами составляет примерно 70% на 30%. Исключение составляют деловые психологические игры. В группах на такие тематики процент участников мужского пола может достигать 40%, 45% и даже 50%. Подробнее о целевой аудитории психологических игр можно прочитать здесь. 

Тенденции психологических игр

В ходе анализа рынка психологических игр обратили на себя внимание некоторые особенности и тенденции, которые хотелось бы напоследок привести в качестве некого итога.

  1. Количество организаторов, которые занимаются организацией психологических игр, стремительно увеличивается, при этом рост числа реально практикующих специалистов заметно уступает числу людей, лишь заявляющих о подобной услуге.

  2. Активное использование онлайн. Практически каждый третий игропрактик пробует расширяет свою аудиторию за счет проведения игр в онлайн-формате, заявляет о наличии услуг по проведению игр или обучению по “Скайпу”. Также популярны онлайн-сервисы консультирования. 

  3. Зарождаются новые формы взаимодействия специалистов-игропрактиков, растет число мероприятий, посвященных исключительно психологическим играм. Это могут быть школы, академии, институты и фестивали игропрактики с довольно насыщенной программой, включающей различные виды психологических игр (трансформационные, ассоциативные, коммуникативные, деловые и т.д.), обучающие семинары, лекции от наиболее опытных игропрактиков, работающих для крупных компаний и корпораций. 

  4. Растет число тех, кто предлагает уникальные авторские психологические игры, на участие в которых можно устанавливать более высокие расценки.

  5. Наконец, еще одну главную тенденцию можно обозначить как “микс всего и вся”. В поисках свободной ниши организаторы психологических игр стремятся интегрировать свою практику, знания и наработки в формат психологических игр. Для создания игр активно используется смешение различных инструментов, таких как метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия, ароматерапия, арт-терапия, организация квестов, театрализованные представления и многое-многое другое, что сегодня привлекает клиентов. Растет и число тем, к которым эти инструменты прикладываются. Среди замеченных нами - актуальные ныне проблемы ожирения и “пищевой конституции”, разумное потребительское поведение, финансовая грамотность, борьба с прокрастинацией.

Обучение психологическим играм

На рынке можно найти множество предложений по обучению игропрактике и психологическим играм. Одна категория предложений включает в себя обучение игропрактике как профессии. Акцент делается на теоретическую базу, методику создания игр, аспекты проведения. Вторая категория предложений больше нацелена на практику и непосредственное обучение самим играм как бизнесу или средству дополнительного заработка. Чаще всего, речь идет об обучении одной или двум популярным играм, инструкции по проведению которых можно легко найти в интернете. Стоить такие услуги могут совершенно по-разному, от нескольких тысяч рублей за обучение игре по "Скайпу" или до 100 тыс. рублей за очное обучение игре с игровым полем и карточками в комплекте. Гораздо меньше существует комплексных предложений, когда человеку предлагается пройти очное обучение нескольким играм. 

Как правило, рынок предлагает осваивать игры единично, что для начинающего специалиста не совсем удобно: оплачивать десятки тысяч рублей за обучение каждой игре может позволить себе далеко не каждый. Также велик риск ошибиться с подбором игры для проведения. В связи с эти наблюдением компания "1000 идей" решила предложить комплексную услугу, а именно - очное обучение проведению сразу 12 психологическим играм на различные тематики, касающиеся вопросов цели и выбора, построения карьеры и решения семейных неурядиц, поиска партнера, а также игру для развлекательного формата. Подробнее обо всех играх, входящих в комплект "Игропрактик" от компании "1000 идей" можно прочитать здесь.

Записаться на курс "Игропрактик"

Другие статьи по вашей теме: